Экспрессионист, дадаист, сюрреалист и покоритель женских сердец, Макс Эрнст (1891–1976) давно и заслуженно стал иконой искусства ХХ века. Его цитируют даже современные коллеги. В основном проекте 58-й Венецианской биеннале художник Сиприен Гайар перевел в живую голограмму знаменитую картину Эрнста «Демон домашнего очага». Эрмитажная выставка, посвященная 1920-м годам в творчестве Эрнста, включает 20 живописных и графических работ, которые в России показывают впервые. Все они находятся в частных собраниях, одно из которых берет начало из коллекции известного парижского маршана Арама Мурадяна. Карьера Макса Эрнста началась с двух выставок художника в основанной Мурадяном вместе с Леонардом Ван Леером галерее: первая открылась в марте 1926 года и представила публике 50 сюрреалистических работ Эрнста, вторая через год показала еще 36 его произведений. Еще одна выставка Эрнста в галерее Мурадяна состоялась 30 лет спустя.
Выставку «Парижские годы» дополняют фроттажи из знаменитой серии Эрнста «Естественная история» 1926 года, которые предоставил из своего собрания известный петербургский коллекционер Марк Башмаков, постоянный партнер Эрмитажа.
В Париж Эрнст приехал в 1922 году как нелегальный иммигрант, успев наделать много шума, поучаствовав в скандальных выставках дадаистов в родной Германии. В частности, выпустил там дадаистический по духу альбом литографий «Да будет мода, да сгниет искусство!». Во Франции его уже ждал Андре Бретон, основатель и главный теоретик сюрреализма, выставлявший в Париже дадаистские коллажи Эрнста.
У художника начался новый этап — внедрение коллажа в практики сюрреалистов. Эрнст сам как-то назвал свою живопись «коллажем, нарисованным вручную». Он стал изобретателем этого метода, хотя пользовался и традиционной техникой. Возможно, источником было сильное детское впечатление: смерть любимого розового попугая какаду совпала с известием о рождении сестры Лони. Душа птицы переселилась в младенца или тот забрал жизнь какаду? Подобные образы хорошо просматриваются в картинах «Птица в клетке» и «Руки на птицах». Метод «живописных коллажей» использован Эрнстом в двух хитах выставки — «Изучение лошади» и «Две девушки в изящных позах».
Случайное же натирание черным свинцом листа бумаги, упавшего на выщербленный пол в трактире, привело художника к мысли о создании метафорических «монтажей из фроттажей». Эрнст соединял отдельные рисунки незаметными швами, создавая сюрреальность происходящего. В «Естественной истории» могут совмещаться столики в кафе и околоземные пространства, появиться «Шаль с цветами из инея», «Бритье стен» или «Молнии моложе 14 лет». Не говоря уже про весь гербарий известной художнику растительности.
Государственный Эрмитаж
Макс Эрнст. Парижские годы
15 июня – 18 августа