18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Андре Кертеш: «Упрощать, упрощать и упрощать»

№74
Материал из газеты

Кертеш, чья выставка проходит в Мультимедиа Арт Музее, всю жизнь экспериментировал с разными направлениями в искусстве, но всегда сохранял верность своим принципам

Увидев снимок «Вилка» (1928) Андре Кертеша (1894–1985), другой классик фотографии Анри Картье-Брессон в восхищении воскликнул: «Что бы мы ни делали, он всегда будет первым!» Приехав из Будапешта в Париж в 1925 году уже опытным фоторепортером, Кертеш быстро сошелся с местной богемой: Александром Колдером, Фернаном Леже, Питом Мондрианом. Снимал своей Leica не только город с его людьми, но и друзей-художников, по ходу осваивая и новую для себя модернистскую эстетику, которую те исповедовали. 

Самая знаменитая фотография из серии портретов художников — «Трубка и очки Мондриана» 1926 года. Кертеш после так объяснял свой снимок: «Я инстинктивно пытался схватить сам дух его картин. Он упрощал, упрощал и упрощал». А дальше, когда в Париже воцарился сюрреализм, Кертеш создал другую свою известную серию «Искажения» (1933) с деформированными отображениями в кривых зеркалах обнаженных моделей, которые сразу вызывают в памяти знаменитый стекающий циферблат Сальвадора Дали. Кертеш всю жизнь экспериментировал с разными направлениями в искусстве, но всегда сохранял верность своим принципам: «Правила неважны. Они должны быть в крови. Событие и настроение важнее хорошего света, самое важное — в происходящем». 

Стиль черно-белых фотографий Кертеша: четкий графичный кадр, резкие ракурсы, сдержанная работа со светом — быстро принес ему успех в Париже. Через два года состоялась его первая персональная выставка, начали сыпаться заказы от престижных французских и немецких журналов. Однако в 1936 году Кертеш с женой решил перебраться в Нью-Йорк, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Признание там, в отличие от Парижа, пришло далеко не сразу. Только в 1946 году состоялась его персональная выставка в Чикагском институте искусств, а в ­1964-м — в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке. Здесь же, в Нью-Йорке, уже в преклонном возрасте Кертеш стал снимать в цвете на Polaroid, не выходя из своей квартиры на Вашингтон-сквер. 

Умер 91-летний патриарх в лучах мировой славы, и каждая его выставка с тех пор — событие. Как и нынешняя, в Мультимедиа Арт Музее, в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2019». В ее названии фигурирует деревушка Сигетбече на Дунае, где прошли детские годы Кертеша и куда за год до смерти он передал в мемориальный музей своего имени 120 оригинальных отпечатков, отражающих все периоды его творчества. Теперь этот дайджест одного из самых ярких фотомодернистов можно увидеть и в Москве.

Мультимедиа Арт Музей
Андре Кертеш. Сигетбече – исток моего искусства
До 1 сентября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+