С балкона мансардного шестого этажа на Зубовском, 15 видно многое. И Крымский мост на месте брода, возле которого Герасим сел в лодку и увез Муму в последнее путешествие и куда Лев Толстой ходил с подводой за водой, и Остоженку, на которой жил Тургенев, а рядом с ней — булгаковский Мастер, и многое другое. А если, например, Пречистенку, где жил профессор Преображенский из «Собачьего сердца», заслоняет «РИА „Новости“», то ведь все равно они рядом, можно пальцем показать.
Приобретение Музеем истории российской литературы имени В.И.Даля (он же — Государственный литературный музей) дома с литературными видами можно считать почти чудом, особенно если учесть площади — больше 3 тыс. м. Шесть этажей, два подъезда. Бывший доходный дом Любощинских — Вернадских, построенный в 1912 году, считался аварийным с 1995 года, был расселен и вот наконец нашел новых жильцов. В 2014 году правительство Москвы передало дом в федеральную собственность, в 2015-м он поступил в оперативное управление Государственного литературного музея, и в здании начались ремонтные работы. Для музея этот подарок очень кстати. У него множество филиалов: Музей Серебряного века, дома-музеи Герцена и Чехова, музей-квартира Алексея Толстого и другие, но все эти здания, как ясно из названий, посвящены конкретным персонам и основные площади в них заняты постоянными экспозициями. Получается, что большой выставочной площадки, где могли бы «встречаться» разные писатели, у музея не было, с крупными проектами приходилось идти к соседям (например, выставка «Россия читающая» была развернута в Музее А.С.Пушкина).
Здание, насколько можно судить, отремонтировано качественно, и в нем уже разместились несколько выставок и администрация музея. Места при этом осталось еще довольно много.
Как рассказал на открытии директор музея Дмитрий Бак, посвятить новое здание планируется литературе ХХ века. Единой картины этого периода, считают в музее, у нас до сих пор нет: отдельно осмысляется наследие советских писателей и отдельно — писателей-эмигрантов и писателей вольного и невольного андерграунда. В ближайших планах, из названных — Илья Ильф, Осип Мандельштам, Алексей Ремизов.
«Когда мы начали изучать историю этого дома, то сразу поняли, насколько удачно попали», — говорит Дмитрий Бак. Дело в том, что после революции дом был передан знаменитой Комиссии по улучшению быта ученых. Его жильцами стали философ Сергей Булгаков, писатель Викентий Вересаев, художник Дмитрий Кардовский, знаменитый исследователь Античности Николай Кун, востоковед и экс-муж Анны Ахматовой Владимир Шилейко. Список не такой уж звездный, но дом был местом встреч интеллигенции, и в итоге тут побывали практически все, о ком пишут в учебниках: от Анны Ахматовой и Андрея Белого до Льва Шестова и Михаила Пришвина. Жильцы и их гости в полной мере пережили «настоящий двадцатый век», по выражению Ахматовой. В 1930-е годы многие из них были арестованы; во время Великой Отечественной войны рядом с домом падали бомбы — как рассказала на открытии внучка Николая Куна Инна Немировская.
Истории дома и посвящена одна из экспозиций на новой площадке. Она так и структурирована — по квартирам. В чем-то это пока больше демонстрация потенциала музейного материала (которого очень много), но заявка многообещающая.
Интересно, конечно, как именно музей собирается демонстрировать литературу ХХ века. Вопрос о том, что такое литературная экспозиция, — один из самых сложных. Документы и рукописи не очень зрелищный материал, и к тому же в случае литературы содержание рукописи, конечно, важнее, чем она сама, — а как его показать?
Первая литературная экспозиция в новом здании «Литература ХХ века. Шедевры коллекции ГМИРЛИ имени В.И.Даля» стала своеобразным смотром ресурсов, с которыми музей планирует работать. Что ж, ресурсы мощные. Мы увидели автографы «Незнакомки» Блока, «Отравленной туники» Гумилева, «Поэмы без героя» Ахматовой и так далее… Порадовало как само стремление музейщиков говорить о рукописях и текстах, а не о биографиях писателей, так и новый для музея уровень дизайна, когда рукописи стали частью атмосферных и довольно тонких инсталляций.
На первом этаже уже разместился детский центр. Здесь будут заниматься как с совсем маленькими читателями, так и с подростками: музей выиграл грант Благотворительного фонда Владимира Потанина на проект, посвященный поддержке тех, кто столкнулся с буллингом (попросту говоря, травлей в школе).