18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Выкса пополнила свое собрание современного искусства

В этом году участникам 9-го фестиваля городской культуры «Арт-овраг», который прошел в Выксе, предложили подумать на тему «Когда сегодня становится завтра», и, глядя на происходящее в небольшом моногороде в Нижегородской области, хочется ответить, что это происходит прямо сейчас

Инициатор и вдохновитель «Арт-оврага» Ирина Седых, председатель попечительского совета фонда «ОМК-Участие», рассказывает, что изначально фестиваль был ориентирован на молодежь и нацелен на то, чтобы отвлечь ее от вредных привычек. Сегодня многие участвуют в организации, становятся волонтерами, они выросли вместе с «Арт-оврагом», ставшим естественной частью их жизни. Организаторы надеются, что со временем пропорция приглашенных и местных участников будет меняться в пользу местных, в этом заинтересованы фонд и инициатор проведения фестиваля — выксунская Объединенная металлургическая компания, потому что из комфортного безопасного города не будет желания уезжать. 

За восемь лет в Выксе появились произведения искусства, которыми город может по праву гордиться. Это инсталляция Тимофея Ради «Все это не сон», работа Паши 183 «Сказка о потерянном времени», «Хороший урожай» Славы ПТРК и росписи важных стрит-артистов на торцах жилых домов, самый большой в мире мурал, созданный Мишей Most на территории завода ОМК, арт-плот «Луна» Леонида Тишкова, инсталляция «PRO.Ёлка» Петра Виноградова. Перформанс «Страсти по мартену», созданный в 2018 году в честь закрытия последних в России мартеновских цехов, в апреле этого года получил Гран-при Премии имени Сергея Курехина, а недавно вошел в шорт-лист премии «Инновация» (результаты объявят 29 июня, вся Выкса за него болеет).

Три года назад курировать «Арт-овраг» пригласили Юлию Бычкову и Антона Кочуркина, а они помогли сформулировать цели фестиваля, начали разговаривать с жителями, слушать, чего они хотят, и привлекать их к фестивальным процессам в течение всего года. Удалось наконец наладить диалог с администрацией — мэр города Владимир Кочетков поддерживает новые идеи, вместе с кураторами защищает конкурсные проекты, искренне радуется переменам в городе и настроении горожан. А если надо перекрыть оживленные улицы для церемонии открытия арт-объекта или концерта, вопрос решается одним звонком.

В этом году фестиваль пополнил коллекцию паблик-арта «Бинарными часами» — металлической скульптурой в форме спирали ДНК со световыми сегментами, показывающими время. Придумал ее выксунский инженер Андрей Матчин, подтверждая один из девизов фестиваля — высказывание Йозефа Бойса: «Каждый человек — художник». Московские журналисты на церемонии открытия с легкой завистью смотрели на скульптуру, которая в отличие от многих возводимых в столице памятников могла бы украсить улицу или сквер. Пресс-конференция фестиваля проходила в «Павильоне будущего» на берегу пруда Лебединка в Центральном парке. Московское архитектурное бюро «Новое» предложило легкую параметрическую конструкцию в форме геликоида, напоминающую архитектуру Захи Хадид и оптические иллюзии лестниц Эшера. Павильон символизирует строительство будущего и бесконечное движение (символично и то, что объект еще предстоит достроить).

В 2017 году была открыта круглогодичная арт-резиденция Vyksa Air, которую курирует Алиса Багдонайте. По условиям пребывания художник передает созданную работу в специально созданный фонд ОМК в главном музее Выксы, так что здесь постепенно собирается коллекция современного искусства, в которой уже есть работы Георгия Острецова, Людмилы Константиновой, Устины Яковлевой, Ивана Горшкова, Дмитрия Булныгина, Елены Ковылиной, Дмитрия ::Vtol:: Морозова, Егора Федоричева и других.

Для раскрытия творческого потенциала выксунцев запустили параллельную программу фестиваля, и одним из ее итогов в этом году стала выставка «То, чего не может быть» в Музее истории Выксы. Куратор Владимир Селезнев отобрал 13 работ из десятков присланных на конкурс «любительских» произведений искусства и концептуально доработал их вместе с авторами. Люди, которые много лет занимались творчеством для себя и родственников, благодаря фестивалю почувствовали себя настоящими художниками и узнали, что их работы вполне можно сопоставить с важными явлениями искусства ХХ века (есть отсылки к Джексону Поллоку, Дональду Джадду, Биллу Виоле, арте повера и сюрреализму).

Одна из любимых художественных практик в городе — стрит-арт, и в продолжение этого вектора на территории Выксунского металлургического завода официально открыли первый в России индустриальный стрит-арт-парк. Куратор Ольга Погасова представила новую роспись художника Алексея Луки и пообещала, что в течение 10 лет здесь ежегодно будет появляться новая роспись уличных художников, вдохновленная разными направлениями искусства XX века. Кроме того, ведется работа над первой энциклопедией российского стрит-арта (опубликовать ее планируется к осени), в которой Выкса по праву займет важное место.

По словам кураторов, приехали представители администрации Псковской области, компании «Северсталь», участники Программы городских лидеров из почти 20 малых городов России. Пример Выксы действительно заряжает энтузиазмом и вдохновляет: если здесь смогли, то и у нас получится, — надо только понять механизмы, найти ресурсы и единомышленников. «Я верю в человеческую энергию и внутреннюю мотивацию. Даже в тех городах, где нет такого завода, есть ресурсы, а чтобы помочь их активировать, мы на опыте Выксы сделали методическое пособие “Создай свой город”. Надо просто брать и делать, а это самое сложное, потому что ты выходишь из своей зоны комфорта и начинаешь существовать не только для себя», — говорит Юлия Бычкова.

В ближайших планах команды реконструкция Центрального парка, на которую получен федеральный грант (проект занял четвертое место из почти 30 поданных на конкурс заявок). До конца года планируют построить семь функциональных объектов, большой инфоцентр, лодочную станцию у пруда и развить инфраструктуру.

Конечно, Выксе очень повезло с тем, как руководство ОМК реализовывает социальную ответственность через культуру, вкладывает в это немалые средства и открыто к экспериментам. Но одна из задач фестиваля — сделать так, чтобы он существовал не только за счет одного корпоративного донора, но привлекал и другие ресурсы местного сообщества. Два мероприятия фестиваля: открытие скейт-парка и завершающий концерт хедлайнера Feduk — проходили на площади Металлургов на фоне здания кинотеатра, обернутого зеленой сеткой. Выксунцы уже предлагали сделать в рамках параллельной программы проекционные показы на его фасаде, обращая внимание на потенциал этого объекта для города. Хочется надеяться, что этот «немой укор» посреди активно развивающегося города мотивирует местный бизнес, а мы вскоре услышим новости об открытии на «Арт-овраге» большой кинопрограммы.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+