18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Свободный полет на машине времени во вселенную Тарковского

№74
Материал из газеты

Трилогия Музея AZ развернулась в новом пространстве Третьяковки, бывшем ЦДХ

Она посвящена Андрею Тарковскому и его современникам — художникам-нонконформистам. Автор проекта и куратор Полина Лобачевская и художник-постановщик Геннадий Синёв несколько лет работали над выставочной трилогией, связавшей искусство Тарковского и художественный андерграунд 1960–1970-х годов. В «Свободном полете» объединены живопись, графика, музыка, которая играет большую роль в кино Тарковского, и мультимедийные инсталляции по мотивам его фильмов, где он не раз цитировал всемирно известные шедевры (в «Солярисе», например, появляются цитаты из «Охотников на снегу» Брейгеля, «Возвращения блудного сына» и «Автопортрета с Саскией на коленях» Рембрандта). 

К современному же ему андерграунду он не обращался напрямую. И тем не менее в работах неофициальных художников и у Тарковского множество общих тем, поэтических рифм и пластических мотивов. Общие интонации появляются в живописи Петра Беленка и в фильме «Сталкер». Первый проект из трилогии Музея AZ, посвященной Тарковскому, — «Предвидение», — показанный еще в 2016 году в «Электротеатре „Станиславский“», был приурочен к 30-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Постапо­калиптические видения Беленка оказались близки мрачным картинам зоны из «Сталкера», фрагменты которого были использованы в медиаинсталляции. Их объединяет не только дата создания, но и ощущение безвременья, предчувствие надвигающейся катастрофы, общее для интеллигенции 1970-х годов.

Второй проект, «Прорыв в прошлое. Тарковский & Плавинский», объединил мультимедийную инсталляцию из кадров «Андрея Рублева» Тарковского и «археологическую» живопись и графику Дмитрия Плавинского. И хотя художники не были знакомы, направление их взглядов совпадало: оба интересовались древнерусским искусством. Съемки фильма проходили в Изборске, Суздале и Владимире, в это же время Плавинский путешествовал по Русскому Северу и работал в изборской церкви, а в его картинах появились древнерусские мотивы. 

Третья часть трилогии, «Новый полет на Солярис», которая была показана во дворце Сан-Фиренце во Флоренции, в Фонде Франко Дзеффирелли, связала знаменитый фильм Тарковского и живопись целого поколения неофициальных художников. Экспозиция была построена в виде космической станции, которая ассоциируется с созданной художником Михаилом Ромадиным для фильма «Солярис». Если герои Тарковского взяли на космический ковчег несколько шедевров мирового искусства, то для проекта зверевского музея были отобраны жемчужины из коллекции основателя музея и продюсера проекта Наталии Опалевой.

Западное крыло Третьяковской галереи
Свободный полет
21 июня – 22 сентября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+