18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Триумфальное возвращение живописи в Венецию

№74
Материал из газеты

На Венецианской биеннале 2019 года много живописцев — и в основном проекте, и в параллельных выставках по всему городу

Возвращение живописи многими воспринимается как тенденция. Даже на первой посмертной ретроспективе одного из столпов арте повера Янниса Кунеллиса (1936–2017) в Фонде Prada (до 24 ноября) ее куратор и идеолог направления Джермано Челант, создавший в палаццо Ка’Корнер зрелищную экспозицию из знаменитых инсталляций художника с использованием «бедных материалов», отвел его серии «Алфавиты» (1959–1960) из черных букв, цифр и дорожных знаков на белом фоне почетное место.

Академия впервые за свою историю показывает выставку живущего художника. Этой чести удостоился классик немецкого неоэкспрессионизма Георг Базелиц, 80-летие которого в прошлом году отмечали ретроспективами в Фонде Бейелера и Кунстмузеуме в Базеле, в Музее Хиршхорна в Вашингтоне, а в следующем году его выставку покажут в Центре Помпиду. Перед куратором выставки (до 8 сентября) в Академии Косме де Бараньяно стояла задача найти неожиданный ракурс, чтобы не повторять формат юбилейных показов. «Ретроспектива — это как симфония, а у нас камерная музыка», — говорит куратор. В трех главных залах («трио-соната») выставлены портреты и большие ню Базелица. В четырех смежных («струнный квартет») — рисунки художника и старых итальянских мастеров, которых он копировал, последние 40 лет подолгу живя в Италии. Конечно, не обошлось без его перевернутых картин, а также двух 5-метровых автопортретов, написанных прошлым летом. «Как и у Гойи, часть лучших работ Базелица относится к поздним годам жизни», — говорит куратор. 

Выставка еще одного неоэкспрессиониста, Йорга Иммендорфа (1945–2007), открылась в Фонде Кверини — Стампалья (до 24 ноября). Политика и злобо­дневность были в центре его искусства. Одно время он даже состоял в коммунистической партии, но быстро разочаровался в ее идеологии, оставаясь леваком и бунтарем. Его картины нередко попадали в центр скандалов в буржуазном немецком обществе, против которого художник боролся своим искусством. Венецианская выставка, проект Франческо Бонами, тоже не ретроспектива. Она сфокусирована на главной для Иммендорфа теме — исследовании собственной идентичности как художника и гражданина. Это не классический автопортрет, а в буквальном смысле интервенция в происходящее в картине. «В конце 1960-х — ­1970-х, когда живопись воспринималась как предательство революции, Иммендорф не только не отказался от нее, но превратил в мощный политический инструмент, — говорит Бонами. — В то же время относясь к живописи без особого почтения, он снова и снова бросал ей вызов. В истории искусства есть только один такой бунтарь — Эль Греко, тоже ломавший шаблоны своего времени». 

Собор Сан-Джорджо Маджоре отдал свое пространство под выставку (до 13 октября) американца Шона Скалли (р. 1945). Бенедиктинские монахи, которым принадлежит церковь, не первый раз выставляют современное искусство. Вспомнить хотя бы проекты Микеланджело Пистолетто и Аниша Капура. В случае Скалли, посвятившего свое творчество размышлениям о «духовном» языком геометрической абстракции, лучшего места в Венеции было не найти. Более 40 работ — живопись, акварели, скульптуры — вдохновлены архитектурой Сан-Джорджо, шедевра Андреа Палладио, и средневековыми рукописями из монастырской библиотеки, по мотивам которых Скалли создал свой иллюстрированный манускрипт. Главный же здесь экспонат — десятиметровая скульптура «Пышное Вознесение» по мотивам библейской истории о лестнице Иакова.

Еще один американский классик Аршил Горки (1904–1948) представлен в Ка’Пезаро. Ретроспектива (до 22 сентября) собрала более 80 произведений из Музея Уитни, Национальной галереи в Вашингтоне, Тейт Модерн, Центра Помпиду. Здесь фигуративные работы 1920–1930-х, созданные под влиянием Сезанна и Пикассо, и зрелые абстрактные 1940-х, когда художник нашел свой стиль, не без влияния сюрреализма, который пришел в Америку с переехавшими в Нью-Йорк европейскими сюрреалистами. Их вождь Андре Бретон был настолько очарован картинами Горки, что написал предисловие к каталогу его выставки в 1945 году. Сюрреализм сюрреализмом, но именно эти работы Горки сегодня считают провозвестниками абстрактного экспрессионизма, до триумфа которого сам художник не дожил, покончив с собой в 44 года. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+