В немецком Ахене сразу тремя выставками стартовал год императора Священной Римской империи.
Многие считают Карла Великого (742–814), 1200 лет со дня смерти которого отмечается в этом гому, прародителем современной объединенной Европы. Но не все согласны с этим. Французский медиевист Жак Ле Гофф считал Карла узурпатором, сравнивая его с Наполеоном и даже с Гитлером, а немецкий поэт-романтик Генрих Гейне возвеличивал язычника Видукинда, возглавившего борьбу против насильственной христианизации Карлом Саксонии.
Карл был талантливым военачальником. Из 46 лет своего правления 44 он провел в военных походах, подчинив саксов и баварцев на востоке, ломбардов на севере Италии, потеснив арабов на Пиренейском полуострове, завоевав земли аваров на территории нынешних Венгрии и Австрии. К концу жизни он правил империей, в которую входили современные Франция, страны Бенилюкса, Германия до Эльбы, Швейцария, земли к югу до Балкан и северная часть Апеннинского полуострова. Карл был защитником Папы, обращавшим покоренные им народы в христианство. Этот союз государства и церкви был освящен 25 декабря 800 года, когда папа Лев III в соборе Святого Петра короновал Карла, объявив его римским императором.
Для своей резиденции император выбрал немецкий город Ахен, построив здесь дворец с собором и великолепной восьмигранной капеллой, мраморные колонны для которой привез из Равенны. Вскоре капелла стала крупным центром паломничества к хранившимся там христианским реликвиям, а затем и усыпальницей самого императора. Карл был малообразован, но питал огромное уважение к наукам и искусствам, приглашая в свою резиденцию лучших ученых и художников. Чтобы способствовать распространению знаний среди подданных, указом императора был даже создан стандартный рукописный шрифт (каролингский минускул).
Этот период высочайшего взлета науки и искусств при дворе Карла Великого называют Каролингским возрождением, образцы которого дошли до нас в виде иллюстрированных манускриптов, резьбы по слоновой кости, образцов прикладного искусства.
Это наследие и легло в основу трех выставок в Ахене, объединенных под названием Карл Великий: власть, искусство и богатство. Археологические артефакты и мультимедийные инсталляции выставки Объекты власти в здании ратуши представляют жизнь двора Карла Великого. Искусство эпохи Карла Великого в открытом в 2013 году Центре Карла Великого демонстрирует резные костяные пластины с оклада знаменитого Лоршского Евангелия (одна из Музея Виктории и Альберта, другая из Музеев Ватикана). И третья выставка — Потерянные сокровища (в ризнице Ахенского собора) — объединяет артефакты и христианские реликвии из императорской коллекции, в том числе и античный саркофаг, в котором Карл был похоронен.
Различные площадки
Карл Великий: власть, искусство и богатство
Ахен
До 21 сентября