18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Все в сад Серебряного века в Царицыне!

№74
Материал из газеты

Выставка, собравшая около 400 экспонатов из двух десятков музеев и частных коллекций, пробует представить изучаемый «культурный слой» в виде книги, или, скорее, иллюстрированного альбома

Музей давно уже полюбил устраивать сложные тематические выставки, и нынешнюю можно отнести к этой традиции. Хотя, пожалуй, проект ее куратора Бориса Соколова не столь фантасмагоричен, как недавние экспозиционные сочинения Сергея Хачатурова вроде «Призрака-рыЦАРЯ» или «Гипноза пространства», хотя и у «Садов» имеются свои фантазийные разветвления и полумистические акценты.

Идея сада и сама по себе всегда содержала много символических коннотаций. А в художественной культуре начала XX века к ним добавилась еще и тема ностальгии — на фоне предчувствия скорого крушения прежних укладов. Чуть позже возникнут мотивы, настоянные на «историческом оптимизме», и среди главных — образ грядущего города-сада. Проблески этого тренда в виде ранних архитектурных проектов Ивана Фомина и братьев Весниных обнаруживаются в экспозиции и, по сути, ее завершают, давая понять: на пороге другая эпоха.

Выставка, собравшая около 400 экспонатов из двух десятков музеев и частных коллекций, пробует представить изучаемый «культурный слой» в виде книги, или, скорее, иллюстрированного альбома. Такой формат предполагает структурное членение, чтобы визуальный материал не слипался и хаотически не перемешивался. Поэтому в экспозиции есть и жанровые разделы (например, «Сады на сцене», где речь идет об эскизах театральных декораций), и разделы «символические» — как «Сад мечты», аккумулирующий произведения сновидческие или пасторальные (Виктор Борисов-Мусатов, Николай Сапунов). Или взять еще раздел «От сада к пейзажу»: здесь камерная идиллия разрастается до размеров космической аллегории (Константин Богаевский, Наталия Гончарова, Кузьма Петров-Водкин).

На выставке в царицынском Хлебном доме вообще неплохо обстоит дело с узнаваемыми именами — упомянем хотя бы Натана Альтмана, Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Анну Остроумову-Лебедеву, Константина Сомова. А еще в этой своеобразной антологии обособлены некоторые сюжеты, в которых был некогда сосредоточен поэтический нерв времени, будь то история умирания императорского дворца в Ореанде или эпизод с последним всплеском дореволюционной страсти к декоративно-прикладному искусству, связанный с крымской виллой Новый Кучук-Кой.

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Сады Серебряного века
До 25 августа

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+