18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Главные выставки лета

Редакция The Art Newspaper Russia предлагает отправиться на самые интересные выставки сезона в Москве и Санкт-Петербурге и узнать о них больше из наших текстов

Щукин. Биография коллекции

Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры

Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное

На несколько месяцев в Пушкинском музее, в проекте «Щукин. Биография коллекции» воссоединились петербургская и московская половины коллекции знаменитого собирателя импрессионизма, купца Сергея Щукина. Из Эрмитажа привезли Моне, Матисса, Пикассо, Гогена и многих других. Помимо Сергея Щукина, в экспозиции показано, что коллекционировали его братья Дмитрий (старые мастера из собрания ГМИИ), Петр (русское искусство и реликвии из Исторического музея) и Иван (собрание утрачено). Пожалуй, это главная московская выставка лета.

А в 2021 году после гастролей в парижском Фонде Louis Vuitton в Пушкинский приедет коллекция Морозовых, пока экспонируемая в Эрмитаже на выставке «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В Петербурге показывают не только французов Ивана Морозова, но и то, что покупал его рано умерший брат Михаил (многое в итоге оказалось в Третьяковской галерее). Поскольку братьев тут двое, а не четверо, проект получился более камерным — впрочем, все равно гигантским и обязательным к просмотру.

В Пушкинском музее в это же время не забудьте посетить «Коллекцию Fondation Louis Vuitton. Избранное» в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Чтобы здание не стояло пустым, пока его морозовские и щукинские импрессионисты и кубисты гостят в соседнем главном здании ГМИИ и в Эрмитаже, здесь развернули отборное собрание современного искусства — от Альберто Джакометти и Энди Уорхола до Жан-Мишеля Баскиа, Герхарда Рихтера, Марины Абрамович.

Щукин. Биография коллекции

ГМИИ им. А.С.Пушкина, главное здание

До 15 сентября

Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры

Эрмитаж, Главный штаб, Большая анфилада

До 6 октября

Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное

ГМИИ им. А.С.Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

До 29 сентября


Свободный полет

Первой выставкой в том крыле здания на Крымском Валу, что раньше было Центральным домом художника, а теперь принадлежит Государственной Третьяковской галерее, стал проект «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому. Экспозиция, включающая работы советских нонконформистов, созвучные знаменитым фильмам режиссера «Андрей Рублев», «Сталкер», «Солярис», создана частным Музеем AZ, который раньше показывал этот проект в трех частях в течение нескольких лет в более камерном формате. На этот раз формат отнюдь не камерный, а захватывающий дух: выставка занимает весь второй этаж. Затемнение, огромные экраны с проекциями, футуристический дизайн.

На Крымском Валу тем временем будет продолжаться грандиозная ретроспектива Ильи Репина (до 18 августа). Увы, поскольку выставка открылась еще весной, то залы с графикой Репина уже исчерпали дозволенное для экспонирования время, и теперь рисунки убрали в запасники. Однако живопись все еще висит на стенах — и успеть ее увидеть просто необходимо.

А в Инженерном корпусе до 14 июля открыта выставка Эдварда Мунка. Великий норвежский экспрессионист в гостях в Москве с 70 живописными произведениями, пробирающими до дрожи. Помимо эталонного «Крика», представлено много сильных, но менее знакомых широкой публике произведений.

Свободный полет

Новая Третьяковка на Крымском валу, Западное крыло

До 22 сентября

Илья Репин

Новая Третьяковка на Крымском Валу

До 18 августа

Эдвард Мунк

Третьяковская галерея, Инженерный корпус

До 14 июля


Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля

В преддверии открытия на Красной площади нового здания Музеев Московского Кремля, реконструкцию которого обещают закончить к 2022 году, сотрудники занимаются подготовкой экспонатов — а то имеющегося в хорошем состоянии не хватит на те гигантские экспозиционные площади, что вскоре появятся у музея. Многие сокровища, десятилетиями спрятанные в фондах, привели в порядок. Выставка, открывающаяся в середине лета пока внутри кремлевских стен, демонстрирует промежуточные этапы этой гигантской работы. До 2022 года еще далеко, а отреставрировать планируется очень многое.

Музеи Московского Кремля

С 12 июля до 13 октября


Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны

Выставка, которая в 2018 году с успехом прошла в Лувре, теперь приехала в Россию. Она является примером популярного сейчас жанра воссоединения коллекций. Блистательный маркиз Джампьетро Кампана обладал одним из лучших в Италии XIX века собраний искусства Античности и эпохи Возрождения. Но был обвинен в растрате, и его коллекцию выставили на продажу. В результате ее поделили между Императорским Эрмитажем и Лувром (за покупки бились Александр II и Наполеон III).

Эрмитаж, Манеж Малого Эрмитажа

С 17 июля по 20 октября


Константин Сомов. К 150-летию со дня рождения

Большая ретроспектива изящного мирискусника соберет более 100 работ — не только из коллекции ГРМ, но и из Третьяковской галереи, Музея Академии художеств, Петергофа и частных собраний обеих столиц.

Русский музей, Михайловский замок

С 8 августа по 4 ноября


Место под солнцем. Беньков/Фешин

Этот частный музей любит открывать новые имена и показывать редкие вещи из частных коллекций. На сей раз концепция выставки оказалась весьма любопытной: к Николаю Фешину, знаменитому русскому эмигранту, присоединился практически забытый Павел Беньков. Они были лучшими друзьями много лет, оба учились живописи у одних учителей и писали в похожей манере. А потом судьба их развела: Фешин отправился в американский Нью-Мексико, а Беньков — в советский Узбекистан. Сопоставление их ранних и поздних работ превращается в душераздирающий диалог о дружбе и судьбах русских художников ХХ века.

Музей русского импрессионизма

До 24 сентября


Эпоха модерна

Большая архитектурная выставка, с помощью рисунков, макетов и фотографий разворачивающая перед нами историю стиля, который расцвел в Европе, но, по счастью, не обошел и Москву. Среди экспонатов — работы таких мастеров, как Федор Шехтель, Роман Клейн, братья Веснины и многие другие.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

До 8 сентября


Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100

Важный и насущный проект «Гаража» посвящен экологии. Такой экспозиции еще никто не делал, а тема чрезвычайно актуальная. В выставке принимает участие более полусотни авторов из России и со всего мира. Они размышляют о грядущем и его невеселых очертаниях, согласно прогнозам экологов и фантастов. А на площадке перед музеем можно увидеть две важные инсталляции: «Привой» от пуэрто-риканского дуэта Allora & Calzadilla и «Как встретить ангела» Ильи и Эмилии Кабаковых.

Музей современного искусства «Гараж»

До 1 декабря


Иван Горшков. Фонтан всего

«Хулиганские» скульптуры и инсталляции от молодой звезды из Воронежа, многие из которых были созданы специально для этой выставки. Даже чтение названий экспонатов завораживает: «Утопия драконов», «Хрустальные сапоги», «Гиперпрыжок и муравьед», а в реальности они производят еще более сильное впечатление.

Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре

До 25 августа


Аристократический портрет в России XVIII — начала XX века

Проект для любителей истинно русской классики — благородные лица аристократов XVIII–XIX веков кисти как лучших художников своего времени, так и позабытых провинциальных крепостных авторов. Ради этой выставки, которую уже продлили из-за популярности, Исторический музей извлек из запасников много портретов, крайне редко появляющихся на публике.

Исторический музей, Выставочный комплекс (здание Музея 1812 года)

До 18 августа

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+