18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Музеи Московского Кремля показывают царские регалии, древние иконы и шпалеры после реставрации

№75
Материал из газеты

Экспозиция «Хранители времени» включает самые разные предметы: государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы и великолепные работы отечественных и европейских ювелиров

Выставки-блокбастеры — лишь фасад музейной деятельности, основа которой — хранение, изучение, каталогизация и, разумеется, реставрация. Однако деятельность тех, кто обеспечивает сохранность, а часто буквально возрождает к жизни музейные экспонаты, редко оказывается в центре внимания. 

Жанр реставрационных выставок, которые практикуют музеи всего мира, призван исправить эту несправедливость. Экспозиция «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля» включает самые разные предметы: государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы, великолепные изделия работы отечественных и западноевропейских ювелиров. Объединяет их то, что все они недавно прошли через реставрационные мастерские музея, существующие с 1963 года. Совместные усилия специалистов по металлу, тканям, бумаге, темперной и масляной живописи позволили не только вернуть утраченный облик произведениям, но и расширить наши знания о них, иногда уточнить дату создания или установить авторство или детали бытования вещи.

В интервью нашей газете директор музея Елена Гагарина подчеркивала, что реставрационные выставки пользуются неизменной популярностью, так как люди хотят знать, что делается в музее, как готовятся выставки, как реставрируются вещи. Она предрекала особый успех именно экспозиции «Хранители времени», поскольку на этот раз отреставрировали царские регалии, а это традиционно одни из самых востребованных экспонатов в музее. Многие вещи долгое время находились в запасниках и будут впервые представлены публике.

Под экспозицию отведено два выставочных пространства — Успенской звонницы и Патриаршего дворца. В звоннице показаны предметы, относящиеся к придворному церемониалу, и атрибуты власти, например корона императрицы Анны Иоанновны (1730) и две алмазные шапки — Ивана V и Петра I (1684). Последние можно назвать хитом экспозиции. Парные шапки для юных царей-соправителей, сводных братьев Ивана и Петра Алексеевичей, были изготовлены мастерами Оружейной палаты в очень сжатые сроки, так как после смерти их старшего брата, царя Федора Алексеевича, не оставившего после себя наследников, развернулась борьба за власть между кланами Милославских и Нарышкиных. Венчание на царство сразу двух братьев — Ивана (сына Марии Милославской) и Петра (сына Натальи Нарышкиной) при регентстве царевны Софьи представлялось соломоновым решением. Для них был спешно сооружен трон с двумя сиденьями, изготовлены алмазные шапки. Из описей казны известно, что многие накладки для них были сняты с венца их предшественника на троне. 

Среди других экспонатов — ренессансный итальянский шлем, французская шпалера, оружие и конское убранство, а также работы западноевропейских мастеров из казны московских правителей. В Одностолпной палате Патриаршего дворца можно увидеть редкие иконы, в том числе образ «София Премудрость Божия» первой половины XV столетия, церковное шитье и сокровища храмовых ризниц. 

Мультимедийная программа выставки задумана так, чтобы зритель составил представление о реставрации, о тех открытиях, которые сделаны в процессе работы над произведениями, о новых технологиях, придуманных и освоенных музейными специалистами. Для тех, кто планирует углубиться в историю реставрации, подготовлена специальная лекционная программа, которая начинается в августе. Речь пойдет как о традициях хранения сокровищ в царской казне и поновления фресок в соборах Кремля, так и о современной работе, которая ведется в мастерских музея. 

Музеи Московского Кремля
Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля
12 июля – 13 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+