Четыре лимитированные серии пишущих инструментов в честь одного из пяти прославленных императоров — такая пропорция легла в основу нового выпуска коллекции «Покровители искусства» Дома Montblanc. В этом году бренд премиальных деловых аксессуаров представил посвящение Публию Элию Траяну Адриану, известному в основном под последним из перечисленных имен. Через славную императорскую биографию в Новейшее время просочилось наследие Древнего Рима — с культом мистерий, пантеистической символикой, геометрическим орнаментом и неприкрытым интересом к нумерологии. Все для того, чтобы спустя почти два тысячелетия напомнить о смелых культурных инициативах амбициозного покорителя ойкумены.
Коллекция «Покровители искусства» пополняется посвящениями выдающимся меценатам ежегодно начиная с 1992 года, и имя Адриана стало 28-м в этом внушительном списке. Среди предшественников героя «Истории Августов» — Пегги Гуггенхайм и Генри Тейт, Елизавета I и папа римский Юлий II, Макс фон Оппенгейм и Александр фон Гумбольдт. Выпуск ручек в лимитированных сериях не превышает 4810 экземпляров — числа почти сакрального для бренда, возносящего каждое изделие на высоту заснеженного пика Монблан.
Каждое новое имя арт-патрона отмечает вручение премии Montblanc de la Culture Arts Patronage: эксклюзивными перьевыми ручками награждают тех, кому удалось внести особый вклад в развитие культурных институций в своей стране.
Современным арт-патронам действительно есть чему поучиться у императора Адриана, увековечившего свое имя строительством храма всех богов. Но путь к почетному месту в коллекции Montblanc он проложил не только Пантеоном: его живой интерес к древнегреческому наследию и мечты о панэллинистическом обществе нашли естественное продолжение в крупных градостроительных и реставрационных работах. Кроме того, Адриан вошел в историю как искушенный путешественник, побывавший на всех трех континентах в пределах границ своей империи, откуда привез в Рим и Афины пеструю эклектику народных культур и куда направлял щедрые суммы на развитие искусства.
К слову, в благодарность за архитектурное преображение Афин жители города, вернувшего былое центральное положение в жизни эллинистического мира, посвятили Адриана в элевсинские мистерии — овеянный тайнами непроницаемый ритуал, выстроенный вокруг культа богини плодородия Деметры. Память об этом сохранили элементы дизайна антикизированной серии перьевых ручек Montblanc. Так, клип колпачка серии «Покровители искусства: посвящение Адриану (LE 4810)» с покрытием из желтого золота выполнен в форме зрелого колоса, главного атрибута Деметры. Еще одна слабость императора-эстета — монументальные купола венчают позолоченную верхнюю часть колпачка и наконечник корпуса из египетского черного базальта. На перо ручки нанесли изображение феникса — символа эпохи мира и благополучия, воцарившейся на время правления императора. Не обошлось и без следов античной трагедии. Ее тень перебралась на пишущий инструмент в медальонах с изображениями могущественной Медузы, запечатленной на мраморном бюсте властителя, и Антиноя — прекрасного объекта его платонических чувств, которые после преждевременной кончины юноши переросли в безутешный всепоглощающий культ. Что, впрочем, не помешало Адриану получить весьма лестные отзывы в «Истории Августов» и «Апологетике» Тертуллиана, цитатами из которых окольцован инструмент.
В этом году одна из таких ручек обрела своего владельца в лице основательницы фонда IN ARTIBUS, издателя международной сети The Art Newspaper Инны Баженовой, ставшей российским лауреатом премии Montblanс «Покровители культуры и искусства».
Другая вариация серии, LE 888, оперируя аналогичным набором символов и аллегорий справедливого правления, представлена в корпусе из красного мрамора — ключевого атрибута интерьеров имперских вилл. Еще более немногочисленная серия LE 76 напоминает о годе рождения Адриана. Паттерн колпачка из цельного белого золота повторяет узоры древнеримской напольной мозаики. Корпус ручки из матового базальта опоясывает изображение павлина — анималистического воплощения бессмертия, избранного Адрианом для архитектурной декорации своего мавзолея. Но действительно редкой птицей можно назвать инструменты из серии LE 5, число экземпляров в которой напоминает о высочайшем статусе одного из «пяти хороших императоров» из династии Антониев: здесь павлин из белого золота окружен плотным паве темно-синих сапфиров. Соперничать по искусности ручной работы с псевдопернатым может только миниатюрная мозаика из белого и черного стекла, украшающая колпачок. П
редвосхищая первую пробу римского пера, Montblanc выпустил блокноты с изображением горгоны Медузы в паре с насыщенными чернилами оттенка красного мрамора Rosso Antico — для беззастенчивых пометок на самых важных страницах. И как сказал бы Адриан, nulla dies sine linea («ни дня без строчки»)!