Audemars Piguet уже несколько лет строит свой музей высокого часового искусства в швейцарской долине Жу. Когда нам ждать открытия?
Сейчас почти завершено строительство музея, теперь команда занимается отбором предметов в постоянную экспозицию. По сути, новый проект — расширение уже существующего музея, большое спиралевидное здание, которое спроектировали датский архитектор Бьярке Ингельс и его бюро BIG Group. Официальное открытие состоится в следующем году. Это будет совершенно новое выставочное пространство, которое рассказывает историю не только Audemars Piguet, но и вообще производства часов в долине Жу, а также рассматривает связи этой индустрии с культурой, потому что устройства для измерения времени и часы неотделимы от культуры, это один из ее неотъемлемых элементов. Вся история науки и техники на 100% связана с историей измерительных приборов, без которых невозможно вести научные наблюдения.
Вы упомянули об отборе предметов в постоянную экспозицию. Покупаете ли вы что-то для музея на часовых аукционах?
Да, мы действительно порой приобретаем часы для музея Audemars Piguet, но действуем очень избирательно. Иногда мы хотим сохранить тот или иной объект в хорошем состоянии или считаем, что его необходимо экспонировать, — тогда мы добавляем какие-то часы к своей коллекции, но очень точечно. Однако коллекция музея не ограничивается экспозицией в Ле-Брассю — мы отправляем часы на выставки по всему миру. Вот, например, на нашем стенде в «Уголке коллекционеров» на ярмарке Art Basel вы видели мини-экспозицию, она рассказывает историю моделей Audemars Piguet, которые выходят за рамки привычного дизайна, и показывает, как можно говорить о нашей новой коллекции CODE 11.59 by Audemars Piguet. Ведь это сложная геометрическая архитектура. Мы решили показать историю этого языка необычных форм, чтобы помочь нашим клиентам понять новинку.
Я правильно понимаю, что в этой мини-экспозиции представлены некоторые старые модели, которые не производились серийно, и они очень редкие?
Да. На самом деле даже более редкие, чем я мог себе представить до начала работы в Audemars Piguet. Выяснилось, что все наши часы, созданные до 1951 года, уникальны. Речь идет об очень маленьком объеме производства, и это одна из причин, почему в последние несколько лет аукционные цены на них доходят до очень высокого уровня. Сейчас, когда мы участвуем в торгах за какие-нибудь часы, нередко нас обходят коллекционеры, которые делают более высокие ставки. Зато многие из них с радостью предоставляют нам часы для временных выставок, для исследования и создания нашего архива.
А коллекционеры, как правило, собирают старинные часы вообще или, может быть, кто-то концентрируется именно на вашей марке?
Больше не существует строгого разделения между коллекционированием часов современных и старинных. Я могу привести в качестве примера одного из самых уважаемых в мире дилеров винтажных часов Эрика Ку, его аккаунт в Instagram называется fumanku. Он широко известен как один из ведущих мировых экспертов по винтажным Rolex Daytona, потрясающим часам. Кроме того, он один из крупнейших коллекционеров винтажных и современных Audemars Piguet, и я могу открыто говорить об этом, потому что он сам об этом пишет. В общем, есть люди, которые интересуются многими брендами, но при этом у них имеется личная страсть; есть люди, коллекционирующие только определенный исторический период. Я знаю одного коллекционера, который собирает исключительно винтажные часы с усложнениями в корпусе из нержавеющей стали. Марка для него не имеет значения: если часы с усложнениями, а корпус из нержавеющей стали, он их покупает. Знаю и коллекционеров, которые покупают только Audemars Piguet.
Последние исследования ситуации на арт-рынке говорят о том, что появилось новое поколение коллекционеров искусства, это люди в возрасте примерно 30 лет. Можно ли говорить о появлении людей этого возраста среди ваших клиентов?
Вы знаете, самая быстро растущая группа наших покупателей — люди до 30, даже в такой сфере, как часы с усложнениями. Это потрясающе. Мы живем в эпоху, когда люди, особенно молодые, как никогда прежде, стремятся к подлинности. Вокруг столько фонового шума, столько ложных интерпретаций, которые постоянно множат и воспроизводят! Представьте себе, что вы родились в эпоху, когда доверять нельзя ничему. Именно в таких условиях к нам приходят многие молодые коллекционеры. То есть не только с точки зрения часовой индустрии, но и шире — они просто хотят пропустить мимо ушей все вранье и получить что-то точное. И Audemars Piguet может дать им это, потому что мы не рассказываем байки, мы рассказываем историю. Кроме того, отдельное удовольствие иметь не подключенный к интернету девайс. Мы все глубже и глубже погружаемся в цифровые миры, но наше спасение — в реальной жизни. Я думаю, что следующая стадия развития цифровых технологий — в возвращении в реальную жизнь, и создание и коллекционирование часов — отличный способ сделать это.