18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Аукционные дома стремятся на первичный рынок

Дилеры-ренегаты им в том подмогают. Куда экономнее переманивать противников, чем вести необъявленную войну, решили в Christie’s и Sotheby’s.

Аукционные дома, организуя выставки-продажи, все чаще прибегают к помощи традиционных соперников — независимых арт-дилеров. Совместные проекты — пример новой политики аукционных домов, стремящихся стать этакими супермаркетами искусства на любой вкус. Пока гиганты вроде Sotheby’s и Christie’s продолжают вытеснять с рынка частные галереи. Аукционные дома благодаря такой стратегии пытаются ослабить нарастающее противостояние своей экспансии на первичный рынок, исторически принадлежавший арт-дилерам. Особое негодование последних вызывает тот факт, что их заклятые враги завладевают не только бизнесом, но порой и помещениями, где теперь устраивают выставки и все прочее, чем прежде занималась традиционная галерея. Однако в стане дилеров появились перебежчики, соблазнившиеся репутацией международных брендов и их масштабами на рынке искусства. Так, лондонское отделение Sotheby’s проводит в своей галерее S|2 показ, посвященный творчеству Бэнкси (по 25 июля), организованный Стивом Лазаридесом, официально представлявшим творчество загадочного художника вплоть до 2009 года. По другую сторону Атлантики Sotheby’s привлекал любитлей драгоценностей: совместно с лондонской галеристкой Луизой Гиннесс нью-йоркская S|2 весь май демонстрировала ювелирные изделия по эскизам художников Аниша Капура, Клода Лаланна и жены Фернандо Ботеро скульптора Софии Вари. А осенью прошлого года в рамках выставки в S|2, посвященной дуэту Les Lalanne, с Sotheby’s сотрудничали нью-йоркский дилер Поль Касмин и коллекционер Майкл Шво. Не отстает и главный конкурент: в принадлежащей Christie’s лондонской галерее Mayfair проходит выставка Польке/Рихтер Рихтер/ Польке (до 7 июля), курируемая Дарреном Ликом, экспертом Christie’s, и Кенни Шахтером, управляющим лондонской галереей Rove.

И Лик и Шахтер рассказывают, что согласились на совместный проект с аукционным домом в качестве эксперимента. «Мы пока прощупываем почву; это только третья по счету такая выставка [в Mayfair Christie’s]», — говорит Лик. «Получился своего рода гибрид — галерея под управлением аукционного дома», — резюмирует Шахтер и шутит: «Теперь подумываем над проектами галерейно-музейными». Условия подобных договоров не раскрываются, но понятно, что они обсуждаются в каждом конкретном случае отдельно и варьируются от стандартного кураторского гонорара до процента с продаж. Обеим сторонам такие союзы выгодны. Шахтер, например, может всецело посвятить себя творческой стороне дела, в то время как аукционный дом занимается организационными и формальными вопросами: «У Christie’s есть связи и хорошие юристы по проблемам авторских прав, это экономит мне массу времени». Есть и другие плюсы. Дилеры, которые чаще всего имеют в своем распоряжении одно-единственное выставочное пространство, объединив усилия с аукционным домом, получают доступ к его галереям и площадкам по всему миру, а также к обширной клиентской базе. Аукционный дом, надо полагать, внакладе тоже не остается. Доля частных продаж (в том числе через аффилированные галереи) быстро растет: в прошлом году объем частных продаж Christie’s вырос на 18%, до $1,2 млрд (в то время как выручка за торги — на 12%, до $5,9 млрд); у Sotheby’s эти цифры, соответственно, 30%, но те же $1,2 млрд (и 15%, $5,1 млрд). Напомним, Mayfair не первая попытка Christie’s выйти на первичный рынок, до этого была не увен чавшаяся успехом история с Haunch of Venison: легендарная галерея закрылась вскоре после того, как перешла в собственность аукционного дома, и теперь ее бывшие помещения по-прежнему используются Christie’s для проведения выставок и показов. К сотрудничеству, как видим, привлекаются известные, проверенные специалисты. Тем не менее многие галеристы остаются при своем мнении относительно такого сотрудничества и его выгод. Хавьер Перес из берлинской Peres Projects заметил: «Ко мне неоднократно обращались с подобным предложением. Но в галерее у меня искусство из первых рук. Делать выставку в аукционном доме — не мой стиль».

Пас Паскали при участии Мелани Герлис

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+