Сенсационное решение перенести одно из главных художественных событий из Москвы в Нижний Новгород было связано сразу с несколькими обстоятельствами. Это прежде всего кризис в Государственном центре современного искусства, учредителе премии (Министерство культуры выделяет порядка 6 млн руб. в основном на призовой фонд, это шесть номинаций по 500 тыс. руб. лауреату). Несколько лет назад ГЦСИ был, несмотря на сопротивление и уход в отставку его ключевых фигур, включен в РОСИЗО, а через три года в самом РОСИЗО последовал ряд громких скандалов и увольнений. В какой-то момент было даже объявлено о создании новой премии «Традиция» — очевидно, в пику «Инновации», но к началу этого года стало понятно, что РОСИЗО вообще не до каких премий и проведение «Инновации» под угрозой. Вот тогда подключился филиал ГЦСИ в Нижнем, и конкурс удалось все-таки провести.
Филиал в Нижнем Новгороде — самый крепкий, старейший, стараниями директоров Анны Гор и Любови Сапрыкиной, отвоевавших у военных здание Арсенала XIX века, обладающий одним из лучших и крупных выставочных пространств в нашей стране. Но, похоже, решающим для переноса «Инновации» стало желание губернатора Нижегородской области Глеба Никитина ее у себя принять.
Находящийся в должности меньше года, он уже успел заслужить себе репутацию руководителя, открытого к новациям. Показательно, что лужайку у губернаторской резиденции в Нижегородском кремле стрижет не садовник с тарахтящей бензокосилкой, а какой-то умный робот, на которого сбегаются посмотреть дети. Губернатор пригласил Эмира Кустурицу поучаствовать в праздновании 800-летия Нижнего в следующем году, построив в области творческую этнодеревню, как на родине музыканта и режиссера. А церемонию «Инновации» было решено провести на самом, пожалуй, видном и знаковом месте города — стрелке.
Пространство стрелки впервые за долгое время было расчищено от хозяйственных построек — теперь там, неподалеку от нового стадиона, построенного к чемпионату мира по футболу, во всей ажурной красе можно видеть металлические конструкции пакгаузов павильонов знаменитой Всероссийской промышленной выставки, проходившей в Нижнем в 1896 году. Именно тогда город посетил Николай II, к его приезду была запущена первая в России трамвайная линия и фуникулеры. Пакгаузы, случайно обнаруженные пару лет назад, чуть было не снесли, но общественность их отстояла. Теперь в одном из этих пакгаузов устроена импровизированная концертная площадка под открытым небом, где и проходила церемония.
В своей приветственной речи губернатор отметил символический смысл этого события — и поблагодарил «градозащитников, активистов, краеведов, влюбленных в свой край, которые открыли эти конструкции для общества, настояли, чтобы это наследие было сохранено для потомков». От себя лично губернатор вручил специальный приз — месячную резиденцию в Нижнем Новгороде — Свете Шуваевой, номинированной в разделе «Художник года». И выразил желание повторить премию и в следующем году.
Так как одновременно на стрелке проводили первый музыкальный фестиваль «Стрелка», церемония прошла в сопровождении оркестра Нижегородской филармонии и звезд оперы, исполнявших партии из «Кармен». Члены международного жюри предваряли объявление лауреатов музыкальным номером — Яра Бубнова щипала струны арфы, Антон Белов, директор музея «Гараж», взял в руки барабанные палочки, а Дэвид Эллиот встал на дирижерское место.
Впрочем, из-за проливного дождя церемонию пришлось сократить, и лауреатам не дали возможности высказаться. Что было очень обидно, так как многие заготовили речи, как, например, Глеб Напреенко, получивший приз в номинации «Книга года» (ее поддерживает фонд «U-Art: ты и искусство») за сборник эссе «Эпизоды модернизма. От истоков до кризиса». Он хотел посвятить речь памяти своего соавтора, безвременно ушедшей в возрасте 36 лет Александры Новоженовой. Было что сказать и другим лауреатам. Хотелось бы, чтобы в следующий раз их не лишали этого права.
Правда, своим авторитетом советник президента Владимир Толстой вывел-таки на сцену лауреата во внеконкурсной номинации «За вклад в развитие современного искусства», которым, ко всеобщему ликованию, стал Леонид Бажанов, когда-то и пробивший в Минкульте создание Государственного центра современного искусства и бывший его художественным руководителем вплоть до присоединения к РОСИЗО. Леонид Александрович говорил о том, что главное, что ему удалось создать, — это не институции, а люди, сообщество профессионалов. Вспомнил, как купался на стрелке в 1965 году с компанией горьковских художников. И пошутил, что теперь уже никто не упрекнет его в коррупции, так как он работает в другом месте (Высшая школа экономики).
Почетный приз «За поддержку современного искусства в России» получил Владимир Потанин, награду приняла директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева.
Выставка номинантов, открытая в Арсенале, дает возможность узнать побольше о том, что сделано в современном искусстве России за год. Куратор выставки Алиса Савицкая, сотрудница Волго-Вятского филиала ГЦСИ (таков официальный статус Арсенала), остроумно решила проблему подобных экспозиций, связанную с тем, что на суд зрителей и жюри подаются не столько отдельные произведения, сколько целые выставочные или образовательные проекты, которые невозможно воспроизвести иначе как в документации. И обычно выставки номинантов грешат обилием разношерстных «уголков» с фото и отдельными объектами. В этот раз куратор пожертвовала информативностью ради стройности впечатления, заказав нижегородским художникам Максиму Трулову и Ксюше Ласточке нечто вроде комикса, в картинках которого излагается суть той или иной истории, а рядом есть QR-код с отсылкой на сайт проекта. Скажем, если речь идет о выставке «Генеральная репетиция», то герой комикса смотрит в театральный бинокль, а если персонаж зависает в каске над заводом с дымящей трубой, то это — «Страсти по Мартену», который показали на «Арт-овраге».
Этот перформанс, посвященный остановке последней большой мартеновской печи в Европе, которая вплоть до марта прошлого года функционировала на Выксунском металлургическом заводе в Нижегородской области, стал победителем в номинации «Проект года». Действо в заводском цеху, включавшее оперу, танец и вербатим, было придумано московской командой — режиссером Анной Абалихиной, художником Ксенией Перетрухиной и композитором Алексеем Сысоевым. Решение жюри совпадает с последней мировой модой — напомним, что на Венецианской биеннале «Золотого льва» тоже получила опера-перформанс в павильоне Литвы. В то же время оно льстит хозяевам — нижегородцам. Выбор нельзя не признать удачным, хотя у «Мартена» были очень сильные конкуренты — и та же «Генеральная репетиция» (совместный проект Московского музея современного искусства, фонда V-A-C и фонда Cadist), трехчастная выставка, где три команды кураторов поочередно выстраивали абсолютно разные экспозиции из одного и того же набора произведений, и яркий московский проект художественной мимикрии-диалога с мастерами прошлого Евгения Антуфьева «Когда искусство становится частью ландшафта» — его «напарниками» стали скульптор, «русский Роден» Сергей Коненков и нонконформист Дмитрий Краснопевцев, и мощная выставка сайнс-арта с участием 20 художников из 10 стран «Новое состояние живого» в Перми.
Вообще, границы номинаций достаточно условны. Так, в «региональный проект» может попасть и выставка столичных штучек, как, например, «Артикул и Бахила» Ирины Кориной и Светы Шуваевой в Казани (к ней было выпущено одноименное цифровое приложение), и выставка «Метагеография: ориентализм и мечты Робинзонов», созданная при участии Третьяковки для центра «Заря» во Владивостоке. Но тут победил фестиваль «Суперобложка» в центре «Типография» в Краснодаре, посвященный фотокнигам как художественным объектам. Лучшей в «Образовательном проекте» стала Яна Гапоненко с «Владивостокской школой современного искусства». А вот московская «Фабрика» — центр творческих индустрий — заслужила какого-то особого приза, поставив своеобразный рекорд. В список номинантов попали сразу три проекта, осуществленные на «Фабрике», — и претендовавшие на «Художника года», и на «Лучшего молодого художника», и на «Куратора года». И все интересные, хотя жюри и предпочло других.
Когда жюри голосовало за «Куратора года», его члену, директору Музея «Гараж» Антону Белову, наверное, пришлось выйти в коридор, так как победителем был признан творческий коллектив (Ярослав Воловод, Валентин Дьяконов, Екатерина Лазарева), создавший в «Гараже» выставку «Ткань процветания». Это действительно впечатляющее исследование власти масс-маркета, интернациональных кодов одежды, в котором участвовали 50 художников с пяти континентов, явно лидировало в списке.
Подобные казусы — вообще самое уязвимое место «Инновации»: тут часто лауреатами и номинантами становятся члены экспертного совета или даже жюри. К сожалению, сообщество профессионалов не такое большое, выбор ограничен, и эксперты обычно и сами являются энергичными творческими личностями, чьи проекты заслуживают быть поданными на премию. И все же из этой не очень удобной ситуации нужно как-то выбираться, ужесточив регламент премии.
«Художником года» был признан Владимир Селезнев (входивший в экспертный совет) с выставкой «Иногда кратчайший путь — самый длинный» в Ельцин Центре в Екатеринбурге, подводившей итоги его двадцатилетнего пути в искусстве. Он использует самые разные техники — от обычных красок до компьютерных программ и звукоусилителей.
В части выставки, посвященной художническим номинациям, показываются сами произведения, и, пожалуй, «новая генерация» в этот раз явно забила «стариков» своей энергией. Впрочем, по словам куратора Алисы Савицкой, возрастной гэп между старшими и младшими в этом году совсем невелик, они часто почти ровесники, все дело в каком-то другом подходе к искусству. Специальным призом — стажировкой в Париже — Французский институт в России отметил Анну Ротаенко с ее «видеоэссе в жанре машинима», по определению автора. Это компьютерная игра, в которой диалоги начинающих художников наложены на подвиги героя, который самой художнице напоминает Данилу Багрова. А главный приз взяла троица из Нижнего Новгорода — Анна Козонина, Анастасия Дмитриевская, Антон Рьянов — за перформанс «Пролетайте и соединяйтесь». Это удивительно тонкое и поэтическое зрелище — не то парад, не то мистический ритуал, не то спортивное соревнование на стадионе, в основу которого положена идея совместной декламации и единения.
«Я влюбилась в Нижний Новгород, я была впечатлена креативностью и своего рода романтизмом местных жителей, которые борются за сохранение своей старины, — говорит член жюри Сара Уилсон, профессор Института искусств Курто в Лондоне. — Мне очень понравились Анна Абалихина и перформанс «Страсти по Мартену», он очень-очень изысканный, и тут очень важна власть музыки. Я открыла для себя много новых проектов — некоторые сильные, некоторые не очень. Но это восхитительный опыт, это особый вкус, особая теплота. Я очень рада, что меня пригласили в этом участвовать».
Выставка номинантов «Инновации-2019» проходит в Нижегородском кремле до конца лета, до 25 августа.