Имена братьев Зданевичей, Кирилла и Ильи, неотделимы от истории русского авангарда. И хотя чаще всего их упоминают в связи с открытием ими для мира творчества Нико Пиросмани, их роль в искусстве куда значительнее культуртрегерства. Зданевичи были важными фигурами и для феномена «тифлисского авангарда», ненадолго расцветшего сразу после революции, и для художественной жизни Петербурга и Москвы в 1910-е годы. Но с 1920 года дороги братьев разошлись. Илья, получивший известность под псевдонимом Ильязд, больше полувека прожил в Париже, где вел поэтическую и издательскую деятельность, а Кирилл остался в СССР. Работал попеременно в Москве и Тбилиси, в 1949 году был арестован по ложному обвинению, провел десять лет в воркутинском лагере — и все-таки успел еще многое сделать после реабилитации. Даже встретился с братом в Париже в 1966 году. В силу разных обстоятельств московская публика сегодня лучше знакома с деятельностью Ильязда, чьи издательские проекты в жанре livre d’artiste не раз показывали на столичных выставках. Про Кирилла Зданевича вспоминают куда реже. Этот пробел и призвана восполнить персональная выставка в Государственном музее Востока, где представлено около 80 работ художника разных периодов его творчества, происходящих из частных собраний. Графика, живопись 1910–1920-х годов и 1960-х, времени его своеобразного ренессанса.
Государственный музей искусства народов Востока
Кирилл Зданевич. Тифлис — Москва
До 31 июля
new.orientmuseum.ru