Невский проспект в Санкт-Петербурге собрал вокруг себя чуть ли не все главные достопримечательности города — более 240 исторических объектов сосредоточены именно здесь и в ближайших окрестностях: Казанский и Исаакиевский соборы, Спас на Крови (он же — собор Воскресения Христова), дворец Строгановых, Серебряные ряды, Большой Гостиный Двор, дом Гейденрейха и множество других, рассказывающих историю города в разных стилях архитектуры и искусства. Более 140 лет назад на целый квартал от Невского до площади Искусств раскинулся величественный 180-метровый фасад первой в России гостиницы класса люкс, которая теперь носит гордое название «Гранд Отель Европа» и входит в международную коллекцию Belmond.
Историческое здание многократно перестраивалось и усовершенствовалось. Среди тех, кто приложил руку к созданию отеля, были и два знаменитых архитектора Карл Росси и Федор Лидваль, которым исторический центр Петербурга во многом обязан своим внешним обликом.
Во все времена существования гостиницы здесь с завидным постоянством останавливались представители высших слоев общества и знаменитости. Лестницы отеля помнят легкую поступь Анны Павловой, стены были свидетелями встречи императора Николая II и принца Сиама, безвестный 20-летний Дмитрий Шостакович приходил сюда навестить Сергея Прокофьева, здесь же ужинал великий Петр Чайковский, а много лет спустя давали спонтанные концерты легендарные сэр Элтон Джон и Уитни Хьюстон.
Сегодня «Гранд Отель Европа» уже гораздо больше чем роскошная гостиница. Его здание хранит столько артефактов Российской империи и других стран, что с легкостью могло бы стать музейным пространством.
Отель поражает королевским размахом: обилие мрамора и бронзы, подлинники живописи и антикварная мебель (которая, кстати, находится под охраной государства как ценный исторический объект), высокие потолки с лепниной и грандиозные витражи. Сразу при входе гостей встречают статуи Вакха и вaкханки, держащие в руках чаши — символ гостеприимства и радушия. Залы, холлы, галереи и даже лестницы изобилуют всевозможными произведениями искусства. Например, каминные часы из золоченой бронзы второй половины XIX века работы бронзолитейной мастерской Феликса Шопена. Их корпус украшен листьями aканта и замысловатыми рокайльными завитками‚ среди которых присели два амура. Механизм старинных часов находится в отличном состоянии и каждый час наполняет лобби звонким боем. Днем к нему присоединяются звуки гитары из кафе «Мезонин», а вечером — рояля из лобби-бара.
Особое положение в гостинице занимают рестораны — поистине пять гастрономических жемчужин Санкт-Петербурга. «Икорный бар» с обилием блюд из всевозможных видов икры, Azia с необычным паназиатским меню, Delizie by Cipriani с итальянскими гастрономическими изысками, «Мезонин» с обширной кофейной картой и многообразием десертов. Но главная гордость отеля — ресторан изысканной европейской кухни «Европа» на втором этаже, возможно самое красивое место во всем здании.
Спроектировал «Европу» архитектор Карл Маккензен еще в далеком 1905 году. Свет, проходящий сквозь цветной витражный потолок в стиле ар-нуво, созданный по рисунку художника Карла Бренцена (говорят, при участии Николая Рериха), отражается на грандиозном витражном панно «Аполлон на колеснице» работы Леонтия Бенуа. Бог света и покровитель искусств мчится на колеснице, запряженной четверкой лошадей, окруженный солнечными лучами и облаками.
Классические номера отеля оформлены в лучших традициях эпохи императора Александра I, интерьеры ресторана «Европа», бального зала «Крыша» и лобби-бара выполнены в стиле ар-нуво, а недавно обновленные люксы напоминают о творчестве выдающихся художников русского авангарда — каждый отдельный сьют декорирован в стиле того или иного мастера. Возглавляет коллекцию люкс «Малевич», в интерьере которого сочетаются яркие цвета, присущие работам художника, и мебель пастельных тонов. Другие «авангардные» люксы также посвящены кубизму Александра Архипенко, абстракциям Василия Кандинского, конструктивизму Александра Родченко и графичным произведениям Эль Лисицкого.
В коллекцию парадных сьютов также входят «исторические» люксы, которые объединены общей темой и посвящены — напрямую или косвенно — важным личностям в истории России. В розовых, сиреневых и золотых тонах выполнен номер «Фаберже»; люкс «Императорская яхта» оформлен в морских цветах и напоминает о колесной яхте «Держава», принадлежавшей Александру II. Русской императорской династии посвящен роскошный сьют «Романов», украшенный портретами монархов и членов их семей. Люкс «Мариинский» декорирован в светло-синих тонах и передает удивительную атмосферу знаменитого Мариинского театра. Угловой номер 107 назван в честь Федора Достоевского, который любил снимать именно угловые апартаменты, чтобы смотреть из окна на людные и шумные улицы большого города. Сам великий русский писатель отзывался об отеле с долей иронии, однако признавая при этом его прогрессивность. «...Вот архитектура современной, огромной гостиницы — это уже деловитость, американизм, сотни нумеров, огромное промышленное предприятие: тотчас же видно, что и у нас явились железные дороги и мы вдруг очутились деловыми людьми», — писал он.
Спустя полтора века «Гранд Отель Европа» по-прежнему остается популярным, современным и прогрессивным. И в этом утверждении точно нет ни капли иронии.