18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников

Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия

Свое место среди самых выдающихся памятников истории и культуры заняли «Памятники древнего Пскова» — десять церквей, созданных в XII–XVI веках и положивших начало псковской архитектурной школе. Это решение ЮНЕСКО позволило России войти в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников наряду с Италией, Китаем, Испанией, Германией, Францией, Индией, Мексикой и Великобританией. Теперь в нашей стране находится уже 32 объекта из списка всемирного наследия. 

«Я говорил когда-то в шутку, что список всемирного наследия ЮНЕСКО без псковской архитектуры неполноценен, — прокомментировал событие министр культуры РФ Владимир Мединский. — Псковская область буквально переполнена уникальными памятниками, храмами, крепостями, шедеврами мирового зодчества. И то, что теперь в список попали объекты Псковской области, думаю, подтолкнет многих из нас еще раз поехать в Псковскую область посмотреть на них и поразиться».

Изначально в составе номинации «Памятники древнего Пскова», поданной от России, числилось 18 объектов. В нее входили не только церковные, но и оборонительные и гражданские постройки. Решением комиссии ИКОМОС (Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест) список был сокращен до десяти объектов. 

В перечень вошли собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря XIII века, Преображенский собор XII века из ансамбля Спасо-Мирожского монастыря, собор Рождества Богородицы XVI века из ансамбля Снетогорского монастыря, церковь Михаила Архангела с колокольней XIV века, церковь Покрова от Пролома XV–XVI веков, церковь Косьмы и Дамиана с Примостья XV–XVI веков, церковь Георгия со Взвоза XV века, церковь Богоявления со звонницей XV века, церковь Николы со Усохи XVI века, церковь Василия на Горке XV века.

В этом списке и самые ранние постройки, сохранившие черты псковской архитектуры XII века, и храмы в XV–XVI века, когда под влиянием византийских и новгородских традиций она достигла пика своего развития. Псковская школа зодчества стала одной из самых влиятельных в стране и оказывала значительное влияние на формирование архитектурных стилей в России на протяжении пяти столетий. Сейчас Псков и область насчитывают 4 тыс. охраняемых объектов истории и культуры регионального и федерального подчинения. 

Включение номинации «Памятники древнего Пскова» в список всемирного наследия поддержали девять стран — членов ЮНЕСКО: Азербайджан, Босния и Герцеговина, Бразилия, Венгрия, Зимбабве, Испания, Киргизия, Китай, Норвегия.

«Уникальность нашей церковной архитектуры была подчеркнута всеми экспертами, — рассказал корреспонденту TANR Владимир Аристархов, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева и бывший заместитель министра культуры России. — Это и радостное событие, и возможности, которые открываются для Псковской области, и большая ответственность. Мы сохраняем памятники не только для ЮНЕСКО, но и для себя, для наших потомков. Включение Пскова в список всемирного наследия — это еще и доказательство консенсуса, который сложился в обществе: философия подхода ЮНЕСКО к охране памятников такова, что необходимые документы невозможно составить без консенсуса между гражданским обществом, властью, бизнесом». 

По мнению Михаила Мильчика, искусствоведа, члена советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Министерстве культуры РФ, псковские церкви — постройки высочайших художественных и исторических качеств, которые бесспорно заслуживают включения в список всемирного наследия. «Псков — один из древнейших городов северо-запада России, и теперь его статус повышается в глазах туристов. Но это влечет за собой очень серьезные последствия, — считает он. — Нужна единая охранная зона всех десяти объектов, и при этом необходимо создание новой инфраструктуры для туристов. Все эти условия непросто выполнить, а ЮНЕСКО очень жестко следит за их соблюдением». 

В ближайшее время псковские власти обещают разместить на всех объектах из списка всемирного наследия информационные знаки. Но перед местными властями и органами охраны Псковской области стоят и куда более серьезные задачи по обеспечению мер охраны по стандартам Комитета всемирного наследия: создание буферных зон, определение границ объекта, запрет застройки в зонах охраны, проведение реставрации. И конечно, поиски финансирования: сейчас, по словам Веры Емельяновой, первого заместителя губернатора Псковской области, оно недостаточно. Руководство области уже обратилось к министру культуры РФ с просьбой обсудить вопрос о выделении дополнительного финансирования на реставрацию этих памятников. По мнению Владимира Аристархова, вопросы комплексного решения охраны памятников Пскова могут стать темой отдельного обсуждения на Совете по культуре при Президенте РФ.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+