18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Музей декоративного искусства показывает свадебные сундуки XIX–XX веков

№75
Материал из газеты

На выставке раскрывают символический, почти сакральный смысл сундука, который воспринимался хранилищем тайн и богатства

На выставке три десятка расписных крестьянских сундуков из частных коллекций и фондов самого музея. В середине XIX — начале XX века на Русском Севере, а затем в Вятской и Костромской губерниях стала очень популярной роспись по дереву. Ею покрывали не только почитаемые части дома: божницу, пространство около печи, входную дверь, — но и разные утилитарные предметы: прялки, сундуки. Правда, просто бытовыми их не назовешь. Сундук, например, имел символический, почти сакральный смысл, воспринимался хранилищем тайн и богатства. В славянской традиции сундук невесты демонстрировал достаток семьи (отсюда традиция «выкупа» сундука друзьями жениха) и мастерство его владелицы. Девочка получала сундук в детстве и постепенно заполняла его сшитым собственными руками приданым. Роспись имела функции оберега: цветы и деревья символизировали жизненный цикл, круг обозначал солнце. К общепринятым символам добавлялись свои, местные. Например, оригинальным элементом вятской росписи стал уткоконь — мифологический образ, олицетворяющий собой богатство, плодородие и достаток. Экспозиция дополнена несколькими северными сундуками XVII–XVIII веков, ставшими образцами для крестьянских изделий более позднего времени.

Всероссийский музей декоративного искусства
Про сундук. Свадебные сундуки второй половины XIX – начала XX века
До 14 августа
www.vmdpni.ru

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
7
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+