18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Музей декоративного искусства показывает свадебные сундуки XIX–XX веков

№75
Материал из газеты

На выставке раскрывают символический, почти сакральный смысл сундука, который воспринимался хранилищем тайн и богатства

На выставке три десятка расписных крестьянских сундуков из частных коллекций и фондов самого музея. В середине XIX — начале XX века на Русском Севере, а затем в Вятской и Костромской губерниях стала очень популярной роспись по дереву. Ею покрывали не только почитаемые части дома: божницу, пространство около печи, входную дверь, — но и разные утилитарные предметы: прялки, сундуки. Правда, просто бытовыми их не назовешь. Сундук, например, имел символический, почти сакральный смысл, воспринимался хранилищем тайн и богатства. В славянской традиции сундук невесты демонстрировал достаток семьи (отсюда традиция «выкупа» сундука друзьями жениха) и мастерство его владелицы. Девочка получала сундук в детстве и постепенно заполняла его сшитым собственными руками приданым. Роспись имела функции оберега: цветы и деревья символизировали жизненный цикл, круг обозначал солнце. К общепринятым символам добавлялись свои, местные. Например, оригинальным элементом вятской росписи стал уткоконь — мифологический образ, олицетворяющий собой богатство, плодородие и достаток. Экспозиция дополнена несколькими северными сундуками XVII–XVIII веков, ставшими образцами для крестьянских изделий более позднего времени.

Всероссийский музей декоративного искусства
Про сундук. Свадебные сундуки второй половины XIX – начала XX века
До 14 августа
www.vmdpni.ru

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+