Мариса Мерц, единственная женщина в движении арте повера, ушла из жизни 19 июля в возрасте 93 лет. Ее похороны состоятся 23 июля в церкви Сан-Лоренцо в Турине, где художница родилась в 1926 году и где она жила и работала.
Мерц начала заниматься искусством в середине 1960-х годов, создавая скульптуры из алюминиевых листов, которые она подвешивала к потолку у себя дома. Ее первая персональная выставка состоялась в Турине в 1967 году. Вместе со своим мужем и коллегой Марио Мерцем она приняла участие в эпохальной выставке 1968 года Arte Povera + Azioni Povere в средневековом арсенале в Амальфи, организованной коллекционерами Марчелло и Лией Румма и куратором Джермано Челантом, который ввел в оборот сам термин arte povera — то есть «бедное искусство». Тогда ее скульптуры из свернутых и обвязанных клейкой лентой и проволокой одеял и скульптуры из ниток были представлены на пляже.
Исследуя в своем творчестве и фигуративность, и абстракцию, Мерц создавала очень разные произведения, от сложных комнат-инсталляций в 1970-е годы до совсем небольших бюстов из необожженной глины под названием Teste («Головы»), которые она начала делать после 1975 года и которые нередко интерпретируют то как загадочные женские портреты, то как автопортреты. На более поздних картинах и рисунках она изображала женские фигуры, напоминающие ангелов и Деву Марию. Мерц редко датировала и давала названия своим произведениям, часто используя их заново в новых работах.
Несмотря на участие во множестве престижных выставок, в том числе в Венецианской биеннале и Documenta, Мариса Мерц десятилетиями оставалась в тени других участников арте повера. На Венецианской биеннале 2013 года ее удостоили премии «Золотой лев» за вклад в искусство, отметив ее «собственный язык, на котором она при помощи живописи, скульптуры и рисунка выражает на первый взгляд архаичные и первобытные образы» и то, как она возвысила домашние материалы и ремесленные техники, «которые принято связывать с женским трудом».
Когда художнице было 90 лет, нью-йоркский Метрополитен-музей и лос-анджелесский Музей Хаммера провели ее первую в США ретроспективу. В обзоре выставки журнал The New Yorker подчеркнул, что информация о раннем периоде жизни Мерц по-прежнему крайне скудна и даже ее девичья фамилия неизвестна.
В Турине работает Фонд Мерц, который возглавляет дочь художницы Беатриче.