18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Завершено воссоздание Лионского зала

№75
Материал из газеты

В «Царском Селе» много лет могли лишь мечтать о том, чтобы этот шедевр, разрушенный войной, обрел былое великолепие

Соглашение между ПАО «Газпром», его французским парт­нером — фондом Engie и ГМЗ «Царское Село» об участии в воссоздании Лионского зала было подписано в мае 2018-го на Петербургском международном экономическом форуме. Спустя год Лионский зал распахнул свои двери перед посетителями. «Для нас это настоящий праздник, потому что такого художественного достоинства залы не каждый год восстанавливаются в Царском Селе, — сказала на церемонии открытия директор музея-заповедника Ольга Таратынова. — Мы много лет могли лишь мечтать о том, чтобы этот шедевр, разрушенный войной, обрел былое великолепие». 

Лионский зал исторически соперничал по изысканности с Янтарной комнатой. Восстановленный интерьер — сочетание уникальных технологий, драгоценных материалов и высочайшего мастерства. 

В реставрацию зала российской стороной не было вложено ни копейки государственных денег, все работы выполнены на средства спонсоров и благотворителей. По словам Ольги Таратыновой, «Газпром» выделил на эту работу около 80 млн руб., расходы его французского партнера не разглашаются.

Особенность зала — его отделка. Стены от потолка до пола обиты золотистым шелком, вверху и внизу по периметру идут панели из лазурита. Панелями из того же полудрагоценного камня украшены дверные и оконные проемы. Сочетание насыщенного золотого и глубокого ультрамаринового цветов создает невероятную торжественность и праздничную атмосферу интерьера. В обивке мебели тоже использованы эти цвета. В соответствии с проектом воссоздания современные специалисты лионской мануфактуры Prelle, преемницы мануфактуры Lamy et Giraud, которая в 1860-х годах выполняла заказ русского царя, изготовили 320 пог. м ткани «Золотой бутон» (Lampas bouton d’or Louis XVI). Почти тонна лазурита для декоративных панелей была привезена из Афганистана, из месторождений в Бадахшане, на панели ушло около 400 кг камня. 

Лионский зал, созданный Чарльзом Камероном в 1781–1783 годах, входил в число личных апартаментов Екатерины II и получил название благодаря отделке стен. В середине XIX века это пространство стало парадной гостиной Марии Александровны, жены Александра II. Архитектор Ипполит Монигетти изменил оформление: ткань полностью покрыла стены, появились новые предметы меблировки, а также люстра из лазурита, декорированная золоченой бронзой. В 1866 году стены обили новым лионским шелком, той самой тканью «Золотой бутон». В таком виде зал просуществовал до 1941 года, но был полностью разрушен в годы войны. Удалось эвакуировать только часть мебели и люстру. Сейчас они вернулись в прежний контекст. Сохранившиеся в музее описи, фотографии, рисунки и образцы шелка, а в Лионе — архивы ткацкой мануфактуры позволили детально восстановить отделку.

«Стены обиты шелком, выполненным по историческому шаблону; это аутен­тичность, максимальная приближенность к тому, что было здесь в конце позапрошлого века, — считает Ираида Ботт, заместитель директора по научной и просветительской работе музея-заповедника «Царское Село». — Еще мы хотим восстановить уникальный паркет этого зала. Его во время войны вывезли в Германию, но потом вернули во дворец, он полностью сохранился».

В дальнейших планах музея — восстановление других залов: из 58 дворцовых интерьеров, которые требовали внимания реставраторов, сейчас воссоздано лишь 33. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+