В контексте годового оборота парка фестиваль «Архстояние» окупается, хотя сам по себе, если его «вынуть» из парка, он, конечно, совершенно неприбылен. Так как мы управляем инфраструктурой, туристическим потоком, ухаживаем за территорией и продаем билеты на фестиваль, можно говорить об определенной устойчивости развития. Нам очень важно было перейти от управления только фестивалем к управлению всем парком, потому что мы понимаем, зачем это делаем, почему тратим на это деньги, какие у фестиваля задачи. Они по сути и не изменились — всегда была задача развивать парк, прокладывать новые туристические маршруты, создавать новые проекты с вовлечением местного сообщества, и фестиваль отлично справляется с этой задачей.
Сейчас в нашем штате и на договорах подряда почти 100 человек местных жителей из ближайших деревень, они наша экономическая сила, и мы тщательно следим за их карьерным ростом. Люди, которые приходили официантами в кафе, доросли до поваров. Нам очень важны партнерские проекты, например большой заезд на практику почти 40 студентов Академии народного хозяйства и госслужбы и иностранных преподавателей (курирует образовательную программу Ксения Аджубей). Плюс фестивали, привлекающие разную аудиторию в парк.
Мы все в той или иной степени занимаемся фандрайзингом для Никола-Ленивца и фестивалей, эта функция по умолчанию включена во все социокультурные проекты, поскольку ресурсы всегда есть вокруг, а задача — их найти и правильно применить. Получен большой грант от Фонда президентских грантов — 7,5 млн руб. на проект «Угруан — территория новой жизни», на эти деньги мы проводим фестиваль этого года.
Из коммерческих партнеров с нами по-прежнему компания «Мегафон», техническую поддержку оказывает Funktion-One, бренд холодного чая Fuse Tea. Хотя основной поток денег приходит от продажи билетов на фестиваль.
«Ночь новых медиа» в этом году решили не проводить, поскольку все ресурсы съедает новый объект «Угруан». Как мы ни убеждали Николая Владимировича Полисского в необходимости экономить, но все же мы живем при гении и с этим считаемся. Так что нам нужно было покрасить вручную 17 тыс. палочек, что значит собрать лозу, почистить ее, сварить, высушить, покрыть тремя слоями краски, залачить. Мы тщетно пытались оптимизировать этот процесс — например, заказать в Китае тонну композитных палочек, которые будут нужных цветов и уж точно прослужат вечно, или не красить вручную, а окунать лозу в ванны с краской.
Хорошо, что у нас не прекращается поток волонтеров, которые готовы делать все именно так, как видит художник. Постоянно работает 20–30 человек, многие специально берут отпуск, чтобы приехать в Никола-Ленивец. Мы шутим, что пота в этом проекте будет очень много. Все это происходит в цехе, расположенном на небольшом участке в Звизжах, который был куплен нами в прошлом году на заработанные за счет проведения фестиваля деньги. Земля парка принадлежит Олегу Малису (управляющему партнеру инвестиционно-консалтинговой группы компаний Solvers), который получил ее за долги Максима Ноготкова (сооснователь арт-парка «Никола-Ленивец», развивавший инфраструктуру парка. — TANR) и принципиально ничего не вкладывает. Для нас это, как ни странно, даже хорошо, потому что на нас нет никакого давления со стороны и мы продолжаем делать то, что делаем. Как гласит правило любого бизнеса, вкладывать надо только в свое, а в этом проекте «свое» довольно сложно идентифицируется. Несмотря на эти нюансы, мы все же пытаемся вырабатывать устойчивость и не зависеть от того, в чьей собственности земля, на которой расположены арт-объекты.
У нас есть определенная ротация команды кураторов, и мы стараемся распределить усилия и сделать так, чтобы внимание и аудиторию привлекало не только «Архстояние», но и другие истории. Недавно был объявлен open call на резиденцию «Лень», на которую мы получили 230 заявок, из них будет отобрано 10 проектов для фестиваля в 2020 году.
Фестивалю уже 14-й год, и это довольно серьезный срок, и участники проекта начинают ощущать некоторую «усталость». Есть известность, большой обслуживающий штат, охрана, кормильцы, парковая служба, фермеры — это целая экосистема, образовавшаяся здесь за много лет. Приезжают туристы и оставляют деньги парку и фестивалю. Есть договоренность с Национальным парком «Угра» о сотрудничестве и совместной коммерческой деятельности. Поскольку парк обязан зарабатывать, мы вместе обсуждали, как это лучше сделать, и сейчас у нас, например, совместный вход.
«Архстояние» — это событие и инструмент, изначально созданный для того, чтобы презентовать уже сделанное за год, привезти экспертов и широкую аудиторию, показать им искусство. Так это начиналось, но аудитория уже поменялась, эксперты уже другие, но фестиваль по-прежнему остается флагманом в области паблик-арта и ленд-арта, он формирует тренды в их развитии.
Сейчас такой период, когда «Архстояние» как главный фестиваль, собирающий на три дня людей, свою функцию привлечения внимания выполнил, то есть люди уже приезжают не только на него. Кроме фестиваля появилось и появляется множество других подпроектов — школа, фестиваль еды, «Архстояние детское», «Ночь новых медиа», так что территория активно живет круглый год. Но мы продолжаем готовить «Архстояние» как ключевое событие, объединяющее все, что происходит в Никола-Ленивце, и презентующее это раз в год.
Основной источник дохода сейчас — это туристы и гости, приезжающие в парк и на мероприятия, платящие за билеты, услуги, проживание. Спонсорские средства составляют около 10% от общего бюджета, так что можно сказать, что это все существует за счет того, что производят выросшие здесь за это время деревенские предприниматели.
По сути, кризис, наступивший после ухода бывшего инвестора Максима Ноготкова, создал ситуацию, в которой нужно зарабатывать самостоятельно, организовываться и не дать проекту прекратить существование. Деньги сверху к тому же всегда к чему-то обязывают, а когда их нет, ты можешь быть свободным и независимым в том, что ты делаешь.
Фестиваль «Архстояние». С 26 по 28 июля