Это принципиальный проект для Государственного Эрмитажа. Музей отдает должное одному из своих «прародителей». Имя маркиза Джанпьетро Кампаны ди Кавелли (1808–1880) гораздо меньше на слуху, чем Генриха фон Брюля, Иоганна Гоцковского, Пьера Кроза, Роберта Уолпола, то есть тех, чьи коллекции покупала Екатерина II. В 1861 году благодаря усилиям Степана Гедеонова, специального представителя Александра II по международному культурному сотрудничеству, из бывшего собрания Кампаны в Эрмитаж поступило более 500 античных ваз, 139 бронз, ювелирные изделия, 9 перенесенных на холст фресок на темы «Метаморфоз» Овидия художников школы Рафаэля и 77 мраморных скульптур, в том числе 1000-пудовый римский «Юпитер» конца I века н.э. Именно после этой покупки Эрмитаж стал большим европейским музеем, а Гедеонов был назначен его директором.
Выставка подготовлена в тесном сотрудничестве с Лувром, где она прошла в начале года. Так получилось, что два музея оказались держателями основной части собрания Кампаны, которое в лучшие годы насчитывало 12 тыс. произведений искусства — от античных статуй до картин и майолики эпохи Возрождения. Лувру досталось античное золото, собрание древнегреческой керамики и внушительное количество полотен итальянских мастеров XV–XVI веков.
Судьба маркиза, история его жизни с этической точки зрения — важная часть выставки. Он был главой ссудной кассы Ватикана, или, как ее еще называли, папского ломбарда. Именно Кампана придумал давать деньги под залог произведений искусства. Невозврат кредитов и тогда был делом обычным. Постепенно сложилась уникальная коллекция, которая показывалась публично и называлась музеем Кампаны, поскольку, вероятнее всего, была оформлена на самого маркиза, хотя и считалась собственностью ломбарда Ватикана. Дело в том, что в 1852 году Кампана предлагал ее Николаю I для только что построенного Нового Эрмитажа. Но не сошлись в цене. К 1857 году маркиз окончательно спутал личное и государственное и опустошил казну папского ломбарда из-за своей страсти к искусству. Его осудили на 20 лет тюрьмы. Вскоре, однако, Ватикан сжалился и заменил лишение свободы конфискацией имущества и высылкой из Рима. Гуманные были нравы! Ну а чтобы вернуть деньги ломбарду, коллекцию Кампаны распродали. Лувр и Эрмитаж стали основными приобретателями, некоторые предметы попали в Британский музей и Музей Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта), в музеи других европейских стран и частные собрания.
В Эрмитаже выставлено 400 произведений. Кроме Лувра, в выставке участвуют также римские Капитолийские музеи, музеи Нанта и Авиньона, частные коллекционеры из Италии и Франции.
Среди самого примечательного из российского музея — уже упомянутый «Юпитер» (который, конечно, никуда из зала, носящего его имя, не двинулся), статуя «Афродита с Эротом», бюст Антиноя и «Царица ваз» — чернолаковая желобчатая гидрия с рельефными изображениями богинь, богов и животных. Из Лувра за античность отвечают фрагмент «Алтаря мира», фреска «Весна» и бюст Ариадны. Глиняный «Саркофаг супругов» был сделан в VI столетии. Фаянсовая тарелка «Похищение Европы» создана урбинским мастером Ксанто Авелли в середине XVI века.
Государственный Эрмитаж
Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны
17 июля – 20 октября