Более 80 произведений из 40 музеев мира на выставке «Фра Анджелико и зарождение Ренессанса во Флоренции», — щедрый подарок Прадо, празднующему в этом году свое 200-летие. Среди них — Лувр, Государственный Эрмитаж, Национальная галерея в Лондоне, Галерея Уффици, Музеи Ватикана, Метрополитен-музей. Помимо Фра Анджелико (1395–1455), здесь собраны и другие живописцы и скульпторы, работавшие во Флоренции в 1420–1430-е годы: Брунеллески, Донателло, Гиберти, Филиппо Липпи, Мазолино, Мазаччо, Уччелло.
«Скульптуру сложно транспортировать, но мы хотели показать Фра Анджелико в контексте искусства его времени, в диалоге с другими художниками», — говорит Карл Брендон Стрелке, куратор выставки и почетный куратор Художественного музея Филадельфии.
Известно, что Фра Анджелико, принявший монашеский сан около 1420 года под именем Фра Джованни, всю жизнь оставался глубоко религиозным человеком, а в искусстве — верным позднеготическим традициям, унаследованным от своего учителя Лоренцо Монако, как и он, монаха-доминиканца. Еще Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях» отдельно отмечал религиозность Фра Анджелико: «Брат Джованни никогда не брался за кисти, предварительно не помолившись».
Но Фра Анджелико был не затворником монастыря Сан-Доменико ин Фьезоле, а весьма востребованным во Флоренции художником, получавшим заказы от церкви и местной знати и впитывавшим все новое. И хотя его живопись оставалась по-средневековому утонченной, он усвоил и уроки античности, которой вдохновлялись его коллеги по цеху, а в чем-то даже опередил их, например став первым, кто в религиозной картине уделял важное место пейзажу. Среди приехавших в Прадо такие редко покидающие свои стены работы Фра Анджелико, как «История отцов-пустынников» (Уффици), «18 монахов-доминиканцев» (Национальная галерея, Лондон), «Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами» из Государственного Эрмитажа
Центральное место в экспозиции отведено двум картинам музея Прадо. Недавно отреставрированное «Благовещение, или Изгнание из рая» считается первым алтарным образом во Флоренции с использованием перспективы и архитектурного обрамления в ренессансном стиле. «Она была продана монастырем Сан-Доменико во Фьезоле и в качестве дипломатического подарка привезена в Испанию, — рассказывает куратор. — Но затем след картины потерялся до 1861 года, когда директор Прадо, посетив один из монастырей Мадрида, случайно там ее обнаружил». Вторая, «Мадонна с гранатом», недавно подарена музею Фондом друзей Прадо. Завершает выставку «Распятие» (1493–1498) Педро Берругете, работавшего в конце XV века. «Включив его в выставку, нам хотелось показать, какое сильное влияние оказал Фра Анджелико на испанскую живопись, когда появилась инквизиция, насаждавшаяся доминиканцами», — объясняет Стрелке.
Музей Прадо
Фра Анджелико и зарождение Ренессанса во Флоренции
До 15 сентября