18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Музее Прадо возрождается флорентийский Ренессанс

№75
Материал из газеты

Выставка задумана как диалог Фра Анджелико с его современниками

Более 80 произведений из 40 музеев мира на выставке «Фра Анджелико и зарождение Ренессанса во Флоренции», — щедрый подарок Прадо, празднующему в этом году свое 200-летие. Среди них — Лувр, Государственный Эрмитаж, Национальная галерея в Лондоне, Галерея Уффици, Музеи Ватикана, Метрополитен-музей. Помимо Фра Анджелико (1395–1455), здесь собраны и другие живописцы и скульпторы, работавшие во Флоренции в 1420–1430-е годы: Брунеллески, Донателло, Гиберти, Филиппо Липпи, Мазолино, Мазаччо, Уччелло. 

«Скульптуру сложно транспортировать, но мы хотели показать Фра Анджелико в контексте искусства его времени, в диалоге с другими художниками», — говорит Карл Брендон Стрелке, куратор выставки и почетный куратор Художественного музея Филадельфии.

Известно, что Фра Анджелико, принявший монашеский сан около 1420 года под именем Фра Джованни, всю жизнь оставался глубоко религиозным человеком, а в искусстве — верным позднеготическим традициям, унаследованным от своего учителя Лоренцо Монако, как и он, монаха-доминиканца. Еще Джорджо Вазари в «Жизне­описаниях» отдельно отмечал религиозность Фра Анджелико: «Брат Джованни никогда не брался за кисти, предварительно не помолившись». 

Но Фра Анджелико был не затворником монастыря Сан-Доменико ин Фьезоле, а весьма востребованным во Флоренции художником, получавшим заказы от церкви и местной знати и впитывавшим все новое. И хотя его живопись оставалась по-средневековому утонченной, он усвоил и уроки античности, которой вдохновлялись его коллеги по цеху, а в чем-то даже опередил их, например став первым, кто в религиозной картине уделял важное место пейзажу. Среди приехавших в Прадо такие редко покидающие свои стены работы Фра Анджелико, как «История отцов-пустынников» (Уффици), «18 монахов-доминиканцев» (Национальная галерея, Лондон), «Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами» из Государственного Эрмитажа 

Центральное место в экспозиции отведено двум картинам музея Прадо. Недавно отреставрированное «Благовещение, или Изгнание из рая» считается первым алтарным образом во Флоренции с использованием перспективы и архитектурного обрамления в ренессансном стиле. «Она была продана монастырем Сан-Доменико во Фьезоле и в качестве дипломатического подарка привезена в Испанию, — рассказывает куратор. — Но затем след картины потерялся до 1861 года, когда директор Прадо, посетив один из монастырей Мадрида, случайно там ее обнаружил». Вторая, «Мадонна с гранатом», недавно подарена музею Фондом друзей Прадо. Завершает выставку «Распятие» (1493–1498) Педро Берругете, работавшего в конце XV века. «Включив его в выставку, нам хотелось показать, какое сильное влияние оказал Фра Анджелико на испанскую живопись, когда появилась инквизиция, насаждавшаяся доминиканцами», — объясняет Стрелке. 

Музей Прадо
Фра Анджелико и зарождение Ренессанса во Флоренции
До 15 сентября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+