Болонский затворник Джорджо Моранди (1890–1964) почти никогда не покидал родной город, выезжая только летом за город. Соответственно, не видел в оригиналах многих музейных шедевров старых мастеров. Однако изучал и использовал их уроки в своих натюрмортах и пейзажах по репродукциям. Те, кто бывал у художника дома, где он работал в спальне, служившей ему и мастерской, видели репродукции полюбившихся художников на стенах и в раскрытых альбомах. Это были итальянские примитивы конца XIII — XIV века, мастера болонской школы XVII столетия, Жан-Батист Шарден, Сезанн, испанцы Диего Веласкес, Бартоломе Эстебан Мурильо, Франсиско Сурбаран. С работами последних Моранди познакомил его близкий друг, историк искусства Роберто Лонги, устроивший в 1930 году первый в Италии показ испанского золотого века в живописи. Выставка в Бильбао впервые собрала вместе произведения самого Моранди и вдохновлявших его живописцев, в том числе «Карточный домик» Шардена из Уффици, «Мадонну с Младенцем и юным Иоанном Крестителем» Сурбарана из Музея искусств в Бильбао, «Двух шепчущихся женщин» Джузеппе Креспи, художника XVIII века, как и Моранди, всю жизнь проработавшего в Болонье.
Музей Гуггенхайма в Бильбао
Джорджо Моранди и старые мастера
До 6 октября
www.guggenheim-bilbao.eus