Экспозиция в петербургском Манеже представляет собой своеобразный отчет одной из самых известных в мире российских арт-групп AES + F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес) за почти четверть века совместной деятельности. Видеоинсталляции, скульптуры, ковры, цифровые коллажи — всего более 70 произведений из восьми проектов разных лет. Все пространство «Манежа» заняли самые известные и яркие работы группы. От таких как «Исламский проект» 1996 года — фотоколлажи с традиционными видами европейских городов, где из-за готических шпилей и небоскребов выглядывали минареты и купола мечетей, и до трансляции записи оперы Джакомо Пуччини «Турандот», премьера которой состоялась в январе этого года в Театре Массимо в Палермо. Или грандиозная «Трилогия», все части которой в разное время были представлены на Венецианской биеннале: «Последнее восстание» показано в 2007 году, «Пир Трималхиона» — в 2009 году, Allegoria Sacra («Священная аллегория») и Inverso Mundus («Перевернутый мир») — в 2015 году. Части «Трилогии» имеют подзаголовки «Ад», «Рай» и «Чистилище», что соответствует сюжетам этих масштабных видеополотен.
Представлены и другие известные работы группы — например, серии скульптур Action Half-Life, «Последнее восстание» и «Ангелы-Демоны». Но эта петербургская выставка AES + F — не только повторение сделанного ранее. Как рассказал нам Лев Евзович, в таком составе все восемь крупных проектов группы показаны впервые, эта экспозиционная композиция специально создана для Петербурга. «Кроме того, впервые на нашей выставке звучит трансляция оперы “Турандот”, которую сопровождает оригинальное видео, это наша самая последняя работа, ставшая частью “Исламского проекта”, — пояснил Лев Евзович. — Коллажи к Inverso Mundus в полном составе показаны тоже впервые. И впервые “Трилогия” представлена вместе с “Исламским проектом”, что создает новый контекст».
Выставка начинается уже на улице: между колонн над ступенями Манежа установлены четыре экрана, на которых в режиме нон-стоп демонстрируются фрагменты видеоработ AES + F. Экспозиция внутри выставочного пространства начинается с аванзала — здесь выставлены два огромных фрагмента Inverso Mundus («Чистилище»), сразу за ними в темной комнате тоже в режиме нон-стоп показана видеоинсталляция. В центральном пространстве первого этажа расположены скульптурная группа «Последнее восстание», и здесь же выделены три черные комнаты, в которых можно посмотреть видео.
Центральное пространство второго этажа занимает огромный шатер, основная часть «Исламского проекта». В шатер можно, разувшись, войти, прогуляться по мягким коврам и даже поваляться на них. Как рассказал нашей газете Евгений Святский, в таком виде шатер представлен впервые. «Дизайн ткани сделали специально для этой выставки, — сказал Святский. — Ковры на стенах и полу изготовлены в Каире. Для настенных ковров мы дали мастерам образцы палитры, и они выполнили их по нашему заказу в традиционной манере, существующей в Египте с незапамятных времен».
Рядом с ярким разноцветным шатром находится черный куб, внутреннее пространство которого оборудовано для прослушивания оперы «Турандот». Вокруг этих объектов, по периметру, располагаются скульптурные композиции Action Half-Life и «Ангелы-Демоны».
Выставка в ЦВЗ «Манеж» продлится до 22 сентября.