18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Путешествие авангарда из Петербурга в Москву и обратно

№75
Материал из газеты

В Русском музее решили вспомнить объединение «Союз молодежи»

Вся хронология художественного авангарда в России: зарождение, расцвет, идеологический запрет — укладывается в три десятилетия. Не столь уж и краток был этот период, в искусстве новейшего времени редко какие явления жили дольше. И хотя русский авангард описан уже довольно подробно, отдельные его страницы до сих пор мало известны широкой публике. К числу таких относится деятельность Союза молодежи — объединения художников, которое сложилось в Петербурге в ноябре 1909 года.

В феврале 1910-го новое сообщество окончательно сформировалось, опередив московский «Бубновый валет». Впрочем, москвичи с первых шагов стремились выработать коллективную стратегию, тогда как Союз молодежи, спонсируемый фабрикантом, коллекционером и художником-любителем Левкием Жевержеевым, провозгласил открытость для всех, кто сторонился искусства официального. Но и такая демократичность не стала основой для консолидации — в 1914-м объединение распалось. Самые видные его участники — Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Павел Филонов — к тому времени уже ощущали себя не только самостоятельными, но и ключевыми в авангарде фигурами.

Выставка в Русском музее не предполагает исторической реконструкции Союза молодежи, зато прослеживает его главные вехи и представляет главных героев. Не только мэтров авангарда, но и тех, кто по разным причинам оставался в их тени, как Елена Гуро, жена Матюшина, которая умерла в 1913 году.

А еще выставка в Корпусе Бенуа наглядно демонстрирует, что культурное противостояние двух столиц — феномен если и не надуманный, то не всеохватный. Авангард периода «бури и натиска» свободно мигрировал между Москвой и Петербургом. Работы членов Союза молодежи органично смотрелись на выставке «Ослиный хвост» в Москве, а москвичи, коренные или «понаехавшие», такие как братья Бурлюки, Петр Кончаловский, Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Илья Машков, охотно вступали в петербургское художественное объединение. Знаменитые проекты вроде футуристического издательства «Гилея» или театра «Будетлянин», на сцене которого были поставлены «Владимир Маяковский» и «Победа над Солнцем», имели непосредственное отношение к Союзу молодежи, но не воспринимались как сугубо питерские. 

Значительная часть из почти 200 произведений на выставке — из фондов ГРМ, но привлечены и другие источники, как Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Государственный художественный музей Латвии, Национальная галерея Армении, несколько московских институций, музеи из Екатеринбурга, Омска, Ульяновска, Ярославля. 

Государственный Русский музей
Союз молодежи
4 июля – 2 сентября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+