18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Узнать и понять Мунка можно только в Осло

№75
Материал из газеты

Путешествие по мунковским местам — отличный повод увидеть природу Норвегии и современную архитектуру ее столицы

Поездка в место, где жил художник, — это не просто путешествие, но возможность убедиться, что образы, краски, композиции, сюжеты — все не придумано, а списано с натуры. По крайней мере, в случае Эдварда Мунка это так. В Осло можно понять не только истоки его поэтики, но и ту среду, ту культурную почву, которая дала миру одного из первых новаторов-модернистов. И как люди едут в Петербург, чтобы увидеть город Достоевского — а его книги оказали на художника большое влияние, — так и Мунк может быть побудительной причиной побывать в Осло, узнать город и страну, ее природу и культуру. 

В этом году стоит поспешить в Музей Мунка. И не потому, что там собрано в разы больше работ художника, чем где-либо еще. Музей, открытый в 1963 году в небольшом и скромном модернистском здании, готовится к переезду в новую 13-этажную башню в суперсовременном стиле. Упакована она тоже по моде — с разными по функциям залами, кинотеатром, ресторанами и смотровой площадкой с видом на фьорды. Всего этого в старом камерном здании нет, но у него замечательная история, которая будет рассказана на выставке «Выход!». Причем рассказана честно, без замалчивания кражи нескольких важнейших картин в 2004 году.

Если Музей Мунка, где наследие художника представлено во всей возможной полноте, только готовится к переезду, то Национальная галерея уже переезжает. Поэтому историческое здание сейчас закрыто, в нем Мунку посвящен только один зал, но с ранними и самыми сильными вариантами его главных картин: в «Крике» пылает кровавый закат, «Мадонна» излучает эротику, «Меланхолия» — безысходность, а «Девушки на мосту» — нежность. 

Но если картины Мунка можно увидеть на зарубежных выставках, которые музей художника показывает ежегодно в разных странах мира, то его монументальные работы — только в норвежской столице. И их стоит посмотреть, поскольку именно они дают представление о мощи дарования художника, которого принято считать нервным, с юности травмированным гением. Мунк работал для интерьеров общественных зданий не много; хотел бы больше, но заказы часто передавали конкурентам, что, конечно, было обидно. Но то, что сделал, — прекрасно.

Главная монументальная работа Мунка — роспись актового зала университета с огромным царственным «Солнцем» в центре. Оно несравнимо по силе воздействия с эскизами панно и его камерной версией, хранящейся в Музее Мунка. Хотя на выставке в Третьяковской галерее эта картина вызвала удивление и восторг публики, представлявшей Мунка как художника исключительно мрачного. На боковых панелях изображены жизнеутверждающие сцены: «Женщины, обращенные к солнцу», «Пробуждающиеся мужчины в потоке света», «Женщины, собирающие урожай». Есть, правда, и «Химия», но с обнаженными фигурами, а «Альма-матер» — это кормящая мать. Такая трактовка сюжетов изумила заказчика. А серия панно «Фриз жизни» в столовой на кондитерской фабрике Freia возмутила рабочих — они потребовали дописать картины, чтобы все было как в жизни. Шел 1922 год, но трудящиеся ничего не знали о новом искусстве. Мунк дописал, правда в своей условной манере. Сейчас фабрика принадлежит американской фирме, но столовая стала музеем. 

Обязательный пункт стандартного туристического маршрута «Мунк в Осло» — парк Экеберг, где отмечено место, откуда виден пейзаж, изображенный в «Крике». Хотя закат там не пылает, как на знаменитой картине, разочарование искупают многочисленные скульптуры классиков ХХ века и интересные ландшафтные работы современных художников. 

Еще один парк скульптуры и одна из главных достопримечательностей Осло — парк Вигеланда. На 30 га поставлено более 200 скульптурных групп из мужских, женских и детских фигур в состоянии любви, старости, борьбы, отцовства и материнства, не всегда счастливого. Некоторые композиции настолько откровенны, что шокируют и сегодня. Скульптор Густав Вигеланд был на шесть лет моложе Мунка. В Берлине, молодые и бедные, они жили в одной гостинице и даже делили проституток. Художник до старости ревниво относился к скульптору, получившему жирный городской заказ. Не то чтобы осмотр парка доставлял эстетическое удовольствие, скорее он впечатляет размахом и свидетельствует о том, насколько лояльны были городские власти Осло к экспериментам современных им творческих натур.

Новаторские художественные амбиции сохранились и у нынешнего руководства страны и города. Осло — место образцово-показательной современной архитектуры, здесь построено несколько прославленных в профессиональном мире зданий, а строящийся музейный квартал задуман с впечатляющим размахом. Один из блистательных примеров новой архитектуры — здание Музея современного искусства Аструпа — Фернли, спроектированное при участии великого архитектора Ренцо Пьяно. Коллекция музея полна произведениями знаменитых современных художников, так что не Мунком единым замечателен город.

Но, чтобы по-настоящему понять природу творчества гения норвежской живописи, необходимо уехать за 100 км от столицы в маленький дачный город Осгордстранн, к которому ведет красивейшая дорога среди лесистых холмов вдоль фьордов. С 1892 по 1933 год Мунк проводил здесь лето, купив домик, похожий на подмосковную дачку на шести сотках. Домик законсервирован под музей, и скромная до убогости обстановка свидетельствует о неприхотливости художника в быту. 

Но главное в Осгордстранне не музей, а ландшафт и пейзажи. Петляющие улочки, грубые фактуры камней на берегах фьордов, отражающаяся в заливе луна — все это можно узнать на многих картинах Мунка. Те же закрученные, извивающиеся линии, те же необыкновенные краски, знакомый пронзительный солнечный свет, узнаваемая синева моря и густые таинственные вечерние тени. 


Музей Мунка

Эдвард Мунк завещал Осло более тысячи своих картин, графику, фотографии, художнические инструменты. Все это стало основой коллекции музея. Выставка «Выход!» (до 8 сентября), последняя в старом здании, рассказывает о жизни музея со дня основания. Освещены как драматические события, так и забавные эпизоды. Большая музейная коллекция позволяет постоянно проводить многочисленные выставки в разных странах, пропагандируя творческое наследие Мунка.

Кондитерская фабрика Freia

Редкий случай, когда экскурсия может быть высокохудожественной и сладкой одновременно. Кондитерская фабрика Freia была основана в 1889 году, вскоре ее возглавил Йохан Трон Холст. Он мечтал превратить дорогой тогда шоколад в общедоступное лакомство и сделал это — молочный шоколад Freia стал популярнейшим продуктом. Фабрика модернизирована, но экскурсии по ней популярны. Посещение столовой с картинами Мунка — обязательный пункт программы.

Дом Мунка в Осгордстранне

Дом, где Эдвард Мунк многие годы проводил лето, законсервирован таким образом, будто художник только что из него вышел, — даже его костюм висит на вешалке. В Осгорстранне и на берегу живописного залива разворачивается действие картин из знаменитого цикла художника «Фриз жизни», здесь были также написаны поэтические «Девушки на мосту» и мрачная картина «Меланхолия». Этим летом в студии около дома актер Геир Йонсон играет моноспектакль, основанный на текстах Мунка. 

Музей современного искусства Аструпа — Фернли

В музее собрана и представлена прекрасная коллекция, в основе которой лежит собрание Ханса Расмуса Аструпа — Энди Уорхол, Фрэнсис Бэкон, Синди Шерман, Джефф Кунс, — дополненная также работами молодых художников. Открытое в 2012 году здание музея — выдающееся произведение современной архитектуры. Оно стоит на воде, так что у музея есть даже свой пляж. Сейчас в музее проходит выставка «Ансельм Кифер. Книги и графика», которая продлится до 15 сентября.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+