18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусствоведы продолжают исследование «Леонардо» из Музея Конде

№75
Материал из газеты

Согласно новой теории, выдвинутой экспертами, это может быть не эскиз к Джоконде, а изображающий Венеру идеализированный женский портрет

Выставка в Музее Конде в поместье Шантийи приподнимает завесу над одним из самых загадочных произведений искусства — знаменитым рисунком, известным как «Обнаженная Джоконда». Название он получил из-за внешнего сходства с шедевром из Лувра и традиционно приписывался ученикам Леонардо да Винчи. На открывшейся в июне выставке приводятся убедительные доказательства, что автором работы вполне мог быть сам гениальный мастер.

Определенно, изображенную на рисунке нельзя называть ни «Мона Лиза», ни «Мона Ванна» (еще одно название, которое привязалось к работе уже в XX веке). Согласно новой теории, выдвинутой искусствоведами, это может быть идеализированный женский портрет, изображающий Венеру, богиню любви. Ряд подражающих работе рисунков и картин также выставляется в замке Шантийи до 6 октября.

Произведение прошлой весной тщательно изучили эксперты Французской музейной лаборатории, ведь прежде его ни разу детально не анализировали. Возглавлявший проект Брюно Моттен резюмировал: «Рисунок вполне может быть работой самого Леонардо. По крайней мере, все признаки указывают на его мастерскую, и это шедевр высокого качества».

Загадочный рисунок был куплен в 1862 году герцогом д’Амальским, сыном последнего короля Франции Луи-Филиппа I, как работа Леонардо. «С тех пор великому мастеру его больше не приписывали», — говорит куратор музея в поместье Шантийи Матье Дельдик. Работа «вызвала самые противоречивые реакции и невероятные предположения». Герцог завещал свою коллекцию Французской академии при условии, что она никогда не покинет его замок Шантийи, так что рисунок не будет выставлен в Лувре на выставке к 500-летию со дня смерти Леонардо.

Достоверных свидетель­ств о происхождении рисунка нет; лишь в посмертном перечне работ Салаи, любимого ученика маэстро, составленном в 1525 году, среди дюжины копий произведений Леонардо имеется упоминание о некой «по пояс обнаженной».

На самом деле работа представляет собой этюд для фрески, полномасштабный подготовительный рисунок. Моттен реконструировал тончайшие контуры крошечных отверстий, которые использовались для переноса изображения с помощью втирания угольного порошка при подготовке к работе с масляными красками. 

Удалось выявить и следы прекрасного рисунка, сделанного куском древесного угля, который, по словам Моттена, «был сильно сточен». Эскиз выделен мазками свинцово-белого цвета, они «свидетельствуют о том, что это не один из тех этюдов, которые выбрасывали после использования, а законченный самодостаточный рисунок». Другой интересной характеристикой стал необычный размер работы — 77,5 х 52 см. Для этого художнику пришлось склеить два листа толстой бумаги. Часть штриховки на лице, по-видимому, выполнена левшой, а им, как известно, и был Леонардо. 

Куратор из Лувра Венсан Дельевен считает, что рисунок не является версией «Джоконды», но вполне возможно предположить, «что художник работал над обоими произведениями одновременно». Оба ученых отвергают предположение, что эскиз создавался Леонардо для картины, которая была написана, но исчезла.

 Однако одно полотно из частной коллекции, созданное, по-видимому, в первые десятилетия XVI века, демонстрирует поразительное совпадение с точками на спорном рисунке. Эта таинственная работа, на долгое время переданная на хранение в «Идеальный музей Леонардо» в Винчи, и могла быть написана Салаи или другим учеником мастера, Франческо Мельци. Сейчас она демонстрируется рядом с обнаженной на выставке в Шантийи.

Так как же называть портрет, принадлежащий музею в Шантийи? Дельевен наиболее правдоподобной гипотезой признает такую: великий итальянец создал «идеальный облик», воображаемый портрет — жанр, очень распространенный в эпоху Возрождения. «Перед нами античное божество, а не современница живописца». 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+