18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Искусствоведы продолжают исследование «Леонардо» из Музея Конде

№75
Материал из газеты

Согласно новой теории, выдвинутой экспертами, это может быть не эскиз к Джоконде, а изображающий Венеру идеализированный женский портрет

Выставка в Музее Конде в поместье Шантийи приподнимает завесу над одним из самых загадочных произведений искусства — знаменитым рисунком, известным как «Обнаженная Джоконда». Название он получил из-за внешнего сходства с шедевром из Лувра и традиционно приписывался ученикам Леонардо да Винчи. На открывшейся в июне выставке приводятся убедительные доказательства, что автором работы вполне мог быть сам гениальный мастер.

Определенно, изображенную на рисунке нельзя называть ни «Мона Лиза», ни «Мона Ванна» (еще одно название, которое привязалось к работе уже в XX веке). Согласно новой теории, выдвинутой искусствоведами, это может быть идеализированный женский портрет, изображающий Венеру, богиню любви. Ряд подражающих работе рисунков и картин также выставляется в замке Шантийи до 6 октября.

Произведение прошлой весной тщательно изучили эксперты Французской музейной лаборатории, ведь прежде его ни разу детально не анализировали. Возглавлявший проект Брюно Моттен резюмировал: «Рисунок вполне может быть работой самого Леонардо. По крайней мере, все признаки указывают на его мастерскую, и это шедевр высокого качества».

Загадочный рисунок был куплен в 1862 году герцогом д’Амальским, сыном последнего короля Франции Луи-Филиппа I, как работа Леонардо. «С тех пор великому мастеру его больше не приписывали», — говорит куратор музея в поместье Шантийи Матье Дельдик. Работа «вызвала самые противоречивые реакции и невероятные предположения». Герцог завещал свою коллекцию Французской академии при условии, что она никогда не покинет его замок Шантийи, так что рисунок не будет выставлен в Лувре на выставке к 500-летию со дня смерти Леонардо.

Достоверных свидетель­ств о происхождении рисунка нет; лишь в посмертном перечне работ Салаи, любимого ученика маэстро, составленном в 1525 году, среди дюжины копий произведений Леонардо имеется упоминание о некой «по пояс обнаженной».

На самом деле работа представляет собой этюд для фрески, полномасштабный подготовительный рисунок. Моттен реконструировал тончайшие контуры крошечных отверстий, которые использовались для переноса изображения с помощью втирания угольного порошка при подготовке к работе с масляными красками. 

Удалось выявить и следы прекрасного рисунка, сделанного куском древесного угля, который, по словам Моттена, «был сильно сточен». Эскиз выделен мазками свинцово-белого цвета, они «свидетельствуют о том, что это не один из тех этюдов, которые выбрасывали после использования, а законченный самодостаточный рисунок». Другой интересной характеристикой стал необычный размер работы — 77,5 х 52 см. Для этого художнику пришлось склеить два листа толстой бумаги. Часть штриховки на лице, по-видимому, выполнена левшой, а им, как известно, и был Леонардо. 

Куратор из Лувра Венсан Дельевен считает, что рисунок не является версией «Джоконды», но вполне возможно предположить, «что художник работал над обоими произведениями одновременно». Оба ученых отвергают предположение, что эскиз создавался Леонардо для картины, которая была написана, но исчезла.

 Однако одно полотно из частной коллекции, созданное, по-видимому, в первые десятилетия XVI века, демонстрирует поразительное совпадение с точками на спорном рисунке. Эта таинственная работа, на долгое время переданная на хранение в «Идеальный музей Леонардо» в Винчи, и могла быть написана Салаи или другим учеником мастера, Франческо Мельци. Сейчас она демонстрируется рядом с обнаженной на выставке в Шантийи.

Так как же называть портрет, принадлежащий музею в Шантийи? Дельевен наиболее правдоподобной гипотезой признает такую: великий итальянец создал «идеальный облик», воображаемый портрет — жанр, очень распространенный в эпоху Возрождения. «Перед нами античное божество, а не современница живописца». 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+