«Москва в годы Первой мировой войны» в Музее Москвы, выставка частных коллекций, реконструированных в интерьерах их собирателей в ГМИИ им. А.С.Пушкина, современные художники в новом проекте «Винзавода», бумажная скульптура в Русском музее.
Выставка в Музее Москвы «Москва в годы Первой мировой войны» к 100-летию начала Великой войны впервые рассказывает о том, как город жил в это трагическое время. Интерактивная экспозиция включает редкие фотографии, кинохронику, агитплакаты, газеты и листовки того времени, дневники и письма рядовых москвичей, предметы быта. Здесь малоизвестные истории и об организации лазаретов, и о наплыве беженцев, и о благотворительной деятельности, и просто о жизни горожан в те годы. Есть и совсем уникальные экспонаты, как, например, фургон Ford, собиравший вещи во время благотворительных акций.
«Квартира-музей» в Отделе личных коллекций ГМИИ знакомит зрителя не только с произведениями музейного уровня, но и с атмосферой, царившей в личном пространстве их собирателей. Мастерская архитектора-утописта 1920-х Якова Чернихова представлена в виде кабинета чертежника, квартира коллекционера Игоря Сановича с собранием редких произведений искусства разных эпох и жанров выстроена как арт-инсталляция. Современный художник Леонид Тишков показывает свой оригинальный проект, посвященный забытому графику 1920-х Дмитрию Тархову, в соседнем зале воссоздана атмосфера квартиры-мастерской семьи художников Штеренберг-Алфеевских, а московский коллекционер Роман Бабичев представляет свою коллекцию советского искусства 1920–1940-х.
Выставка «Одно место рядом с другим» в Центре современного искусства «Винзавод» посвящена влиянию, которое оказывает место, где выставлено произведение искусства, на его смысл. Те, что решают чисто формальные проблемы, неожиданно становятся остросоциальными, и наоборот. Меняется смысл и из-за соседства с другими работами. Так, 8-метровый пустой пьедестал киевского художника Никиты Кадана перекликается со скульптурами Михаэля Мюллера («Собственное, личное время»), а приватное пространство частных человеческих историй у Михаэля Мюллера контрастирует с политическим пафосом видео Ивана Бражкина («Взятие высоты»). Всего на выставке собраны работы (инсталляции, видео, фотографии) 20 художников из Германии, России, Украины и Швейцарии.
Выставка «Бумажная скульптура» в Русском музее свидетельствует: наши художники умеют с этим хрупким и недолговечным материалом делать что угодно — не только мять, но и отливать листами, лепить из папье-маше, как из глины… В экспозиции собраны очень разные работы 60 художников, демонстрирующие, что бумага может все. Это и арт-объект «Тишина, или Большие деревья» из гофрокартона Антонины Фатхуллиной, и скульптуры «Ева» и «Сизиф» из папье-маше Олега Годеса. Есть даже монументальные вещи, как трехмерная живописная работа Гели Писаревой «Деревня» или двухметровая скульптура из картона, бумаги и воска Дмитрия Каминкера «Воин-фундаменталист, убивающий балерин Большого театра».