18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новый Нотр-Дам будет выглядеть так же, как старый

Парламент Франции одобрил закон, согласно которому собор должен быть восстановлен в том же виде, каким он был до пожара

Десятки проектов по реконструкции собора Парижской Богоматери, поданных на конкурс, который ранее объявило правительство Франции, — с озелененной крышей, с витражной крышей, со шпилем в виде луча света и с хрустальным шпилем, — так и останутся на бумаге.

Шестнадцатого июля, через 95 дней после того, как пожар уничтожил крышу и центральный шпиль собора, парламент Франции наконец-то одобрил закон, регулирующий порядок реставрации памятника архитектуры. В новом законе четко прописано, что Нотр-Дам должен быть восстановлен в том же виде, каким он был до пожара. Ссылаясь на его статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО и на необходимость соблюдать существующие международные договоренности и практики, законодатели предписывают сократить до минимума отклонения от принятых норм строительства, планирования и поддержки наследия и окружающей среды.

По новому закону во главе проекта будет стоять один человек — президент Франции Эмманюэль Макрон, он будет прямо и косвенно контролировать все стадии работ. Обычно эти вещи входят в сферу ответственности Министерства культуры.

Будет создана новая организация с широким спектром полномочий, отвечающая за координацию и управление всем процессом. Она же получит все средства, собранные во Франции и за рубежом, будет руководить всеми работами на прилегающей к собору территории, организует программы подготовки реставраторов, будет осуществлять информирование широкой публики о ходе реставрации и учредит научный совет, чтобы давать рекомендации по ключевым вопросам, которые придется решать в ходе работ.

Руководство нового ведомства наполовину будет состоять из членов правительства Франции; кроме того, в него войдут представители церкви и городских властей. Основные полномочия по принятию решений будут принадлежать председателю организации (его назначат отдельным указом). Вероятнее всего, эту должность займет генерал Жан-Луи Жоржелен, бывший глава штаба обороны Франции, а до 2016 года — великий канцлер ордена Почетного легиона, самой престижной национальной награды Франции. Генерал Жоржелен будет подчиняться непосредственно президенту и осуществлять надзор над проектом в целом.

Решения, связанные с проектной стороной работ, будут приниматься в соответствии с существующим кодексом о наследии под контролем главного архитектора собора Филиппа Вильнева, члена уважаемой профессиональной организации «Общество главных архитекторов», с 1907 года играющей ключевую роль в области реставрации и консервации исторических памятников во Франции. Ввиду сложности стоящей перед ним задачи Вильнев привлек к работе еще двух главных архитекторов — Реми Фромона и Паскаля Прюне. Они будут отчитываться перед министром культуры Франции Франком Ристером. По настоянию мэра Парижа Анн Идальго ключевым партнером проекта также станут городские власти.

Представители католической церкви в Париже провели оперативную реструктуризацию кадров для управления сбором средств и надзора за процессом в целом — разумеется, в строгой координации с президентом Макроном. Архиепископ Парижа кардинал Жан-Мишель Опети назначил ответственными за проект настоятеля Нотр-Дама Патрика Шове и генерального викария монсеньора Бенуа де Синети, представителей католической церкви в новой организации.

Общая сумма средств, пожертвованных на восстановление собора после пожара частными лицами, компаниями и государственными органами, достигла впечатляющего €1 млн. Три богатейшие семьи Франции во главе с Франсуа Пино (строительный гигант Bouygues, Christie’s, Gucci, Sanofi и другие), Бернаром Арно (специализирующаяся на предметах роскоши группа LVMH, Christian Dior и другие) и Франсуазой Беттанкур-Мейерс (собственники L’Oreal) пообещали €500 млн. О намерении пожертвовать €100 млн заявил генеральный директор французского нефтяного гиганта Total Патрик Пуянне. По данным пресс-службы собора Парижской Богоматери, по состоянию на 17 июля никто из них еще не перевел средства, однако, учитывая, что все они видные публичные фигуры, маловероятно, что кто-нибудь не выполнит своих обещаний.

В законе упоминаются три организации, ведущие сбор пожертвований: Фонд Франции, Фонд наследия и Фонд Нотр-Дама под руководством кардинала Парижа. Важную роль в сборе средств сыграли и другие организации. С самого начала активную деятельность вели Центр национальных памятников при Министерстве культуры Франции и американский благотворительный фонд «Друзья Нотр-Дама»; в числе благотворителей были и другие зарубежные организации.

Для контроля за поступающими из-за рубежа средствами Министерство иностранных дел назначило Станисласа Лефевра де Лабуле послом по делам восстановления Нотр-Дама. Новый закон также санкционировал национальную кампанию по сбору пожертвований и подтвердил ранее данные государством обязательства, связанные с реставрацией собора, в числе которых обещание покрыть расходы на подготовительные исследования и разработку проекта.

Теперь, когда, через три месяца после того, как пожар чуть не уничтожил одно из самых знаменитых зданий Франции, структура управления этим грандиозным проектом определена, время поговорить о следующих шагах. Главный архитектор Филипп Вильнев напоминает, что собор по-прежнему в опасности, до сих пор были произведены только экстренные работы по его укреплению и защите. Недавняя жара принесла с собой дополнительные риски, высушив уже ослабленные своды, которые могут рухнуть в любой момент; сейчас расчистку образовавшихся под ними завалов разрешено вести только при помощи роботов.

Главный вопрос: кому доверят осуществление этой масштабной реконструкции и реставрации? В проекте задействовано множество специализированных фирм, в том числе переведенных с других реставрируемых объектов, однако ни одна из них не способна выполнить весь комплекс работ, необходимых для восстановления Нотр-Дама. Все они ориентированы на небольшие реставрационные проекты с бюджетом, редко превышающим €10 млн, поэтому здесь нужна более крупная строительная фирма, которая бы взяла на себя обязанности генерального подрядчика и координировала работы. Проблема в том, что ни одна из крупных строительных фирм Франции не обладает необходимой компетенцией в области реставрации, так что придется полагаться на специализированные фирмы. Поэтому открытый тендер будет очень сложным и жизненно важным для успеха всего проекта, пугающего масштабностью даже опытных профессионалов, руководящих реконструкцией Нотр-Дама.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+