18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музеи теперь не те, что прежде

Международный совет музеев (ИКОМ) представил альтернативное определение понятия «музей». Согласно ему, хранить и демонстрировать наследие, чтобы считаться музеем, — недостаточно

Если новое определение, которое ИКОМ будет обсуждать в сентябре на Генеральной ассамблее в Киото, будет принято, то, чтобы считаться музеем, нужно будет не только хранить наследие, но и как минимум быть инклюзивным, работать с различными сообществами и думать не только о прошлом, но и о будущем. Полностью новое определение музея в вольном переводе (официального не существует) звучит так:

«Музеи — это демократизирующие, инклюзивные и полифонические пространства, созданные для критического осмысления и обсуждения прошлого и будущего. Отвечая на текущие конфликты и вызовы времени, музеи сохраняют для общества эталонные артефакты и предметы искусства, оберегают и передают следующим поколениям историческую память и обеспечивают равные права и равный доступ к культурному наследию для всех людей.

Музеи существуют не ради прибыли. Их деятельность основана на принципах партиципации и прозрачности и строится вокруг активного сотрудничества с различными сообществами. Работая во имя человеческого достоинства, социальной справедливости, глобального равенства и благополучия в масштабах планеты, музеи аккумулируют, хранят, изучают, интерпретируют и экспонируют самые разные представления о мире».

Старое определение музея (принятое тоже относительно недавно, в 2007 году) было куда короче. В нем говорилось о том, что музеи — это постоянные некоммерческие институции, которые «служат делу общества» и занимаются «приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материального и нематериального наследия человечества и его окружения в целях образования, изучения и развлечения».

Вклад в разработку нового определения внесли комитеты ИКОМ из нескольких стран. В частности, Российский комитет ИКОМ провел опрос музейного сообщества и составил рекомендации, которые направил разработчикам нового определения.

Российским музейщикам казались неконкретными словосочетания «служить делу общества», «цели образования и развлечения», «постоянная некоммерческая институция». В их предложениях тоже упоминалось о партисипативных практиках (то есть о том, что музей должен создавать продукты вместе с сообществами, а не только что-то показывать публике), инклюзии и условиях для гражданского диалога. Отдельный пункт российских рекомендаций был посвящен тому, что базовые функции музея — выявление, приобретение, сохранение и демонстрация наследия — не должны стать второстепенными. Вероятно, глядя на новое определение, представители разных музейных школ по-разному оценят, сбылось ли это ожидание или нет.

Как бы то ни было, Российский комитет ИКОМ выпустил заявление, в котором приветствует новое определение, однако выражает «надежду на доработку и более четкую формулировку понятия».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+