18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Классический выбор гения вкуса

№75
Материал из газеты

Итальянская миссия архитектора Николая Львова — звезды эпохи Просвещения, построившего Приорат в Гатчине, пирамиды в усадьбах, церкви в виде кулича и пасхи

Тверского помещика Николая Львова (1753–1803) можно по праву причислить к звездам века Просвещения. Он строил готический Приорат в Гатчине, пирамиды в усадьбах, церкви в виде кулича и пасхи. Он писал либретто комических опер, переводил труды Андреа Палладио и публиковал древнерусские летописи. Он был академиком, дружил с лучшими поэтами-современниками, изучал пиростатику и землебитное дело. Человек эпохи Просвещения не мог быть домоседом, и дипкурьер Львов посетил Лондон, Париж и Мадрид в 1776–1777 годах, а позднее итальянские города и Вену.

Об итальянском путешествии рассказывают его путевые заметки, обнаруженные в начале ХХ века в собрании библиофила Николая Синягина. К сожалению, сохранилась только тетрадь второй половины путешествия с маршрутом Ливорно (база русского флота) — Пиза — Флоренция — Болонья — Венеция — Вена. В утраченной части Львов точно писал о Риме и Неаполе, быть может, и о других городах. Заметки его лапидарны и сделаны для себя — к примеру, описание Венеции поместилось на одном листе с оборотом. Но автора не следует попрекать верхоглядством! Он зарисовал свежие следы землетрясения на Арно, с моря писал остров Сан-Джорджо в лагуне и вид на Пирано в Истрии, оставил точный рисунок Пизанской башни с расчетом наклона.

Итальянский дневник не является заметками обычного путешественника: Львов должен был изучить итальянский художественный рынок по поручению князя Александра Безбородко — для пополнения русских собраний. Поэтому целью в Ливорно являлась коллекция английского консула и негоцианта Джона Удни, и тут уже автор пускался в подробности: «Физиономии и вообще все головы в „Данае“ свидетельствуют больше, нежели тела (кроме большого купидона, хорошо писанного), что они Корреджиевы. Картины сии были перевезены в Швецию, иные проломлены, иные обрезаны. Королева Кристина привезла их с собою в Рим, где они вычинены и потом по смерти ее проданы, большая часть лучших картин, особенно Корреджо, галерее герцога Шартрского».

Описания собраний искусства позволяют разобраться во вкусах классициста Львова и его русского круга. Микеланджело и Леонардо подчас казались Львову не совсем понятными, Боттичелли и Караваджо он не упоминает вовсе. Львов восхищался названным уже Корреджо — «живописцем приятным, разумным, верным и истинным». Другим фаворитом был Андреа дель Сарто — его Львов ставил выше Рафаэля, у которого ценил поздние работы («тучные и теплые краски, круглые черты, живность и смелый рисунок, ученость анатомии, а более всего неподражаемые физиономии»). Тициан привлекателен был как певец женской красоты, а вот другой дамский угодник, Рубенс, не пользовался львовской благосклонностью: «Генрих IV и его фламандская Габриэль, сделанная неестественной, хорошей композиции, как обыкновенно, но рисунок вялый и позиции принужденные». Тинторетто настораживал колористикой, а Клода Лоррена Львов укорял в неудачной фигуративности. В заметке о картине, приписанной Перуджино, Львов оригинально сопоставляет итальянское Возрождение со школой Симона Ушакова: «Постоянный любитель одной физиономии, которую давал он и Христу, и Богоматери, и девкам (сия самая физиономия служила почти всем старым у нас живописцам примером лица Христова), вдруг изменил своей привычке, изобразил издыхающую Медузину голову, прекрасную, прегнусную, гадкую, мыши по ней ползают, мыши над ней летают».

Львов умел быстрым росчерком пера соединить искусство с жизнью в неразрывное целое: «Стоящий на коленях добрый покойный католик сделал алтарь сей по обещанию в соборную в Милане церковь святому Борромею, если он освободит его от болезни; но как сей Борромей, видно, был или худой доктор, или худой ко Христу ходатай, или бессребреник, не хотящий злата, то Козимо 2-й умер, а сын его после смерти отца не хотел уже отдать золотой алтарь святому Борромею, который его не заслужил. Не бесполезно жить на свете с уговорцем».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+