18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Жизнь Синди Шерман по кадрам собрала Национальная портретная галерея

№75
Материал из газеты

Ретроспектива из 150 произведений Шерман показывает, как художницу вдохновили фильмы Хичкока и семейный альбом

Детство и юность Синди Шерман пришлись на ­1950-е, она выросла на нью-йоркском Лонг-Айленде и, по ее словам, была настоящим «ребенком-телеманьяком». Родители убегали на вечеринки, оставляя маленькую Синди дома, а она пересматривала одни и те же фильмы. Любимое кино ее детства — «Окно во двор» Альфреда Хичкока — стало, по словам куратора выставки Пола Мурхауса, матрицей художницы. «Именно так я понимаю ее работы», — добавляет он. 

Шерман вновь и вновь смотрела, как прикованный к инвалидной коляске герой Джимми Стюарта следил за соседями, от скуки пытаясь додумать их жизнь по увиденным в бинокль сценам. В зрелом возрасте Шерман цитировала слова игравшей в фильме Грейс Келли, обращенные к Стюарту: «Расскажи мне все, что ты видел, и то, что это, по твоему мнению, значит». «Искусство Шерман поднимает ту же тему, — объясняет Мурхаус. — Она приглашает нас увидеть его, а затем понять, что она имеет в виду».

Между 1977 и 1980 годами Шерман фотографировала себя для серии работ «Кадры из фильмов без названия». Став затворницей в нью-йоркской квартире, она перевоплощалась в разных персонажей, меняя альтер эго — героинь вымышленных ею фильмов. То она старлетка, то прожигательница жизни, роковая женщина, типичная американская девчонка, сонная библиотекарша или брошенная жена, живущая в пригороде. В 2003 году Шерман написала эссе о том, как создавалась ее самая знаменитая серия: «Мне нравились все эти сценки, которые Джимми Стюарт наблюдал в окнах дома напротив. Вы не знаете этих людей и мысленно пытаетесь восполнить пробелы, сочиняя, какой может быть их жизнь».

Серия, законченная в начале 1980-х, была встречена неоднозначно: некоторых она смущала, других оставляла равнодушными. Шерман удалось продать всего несколько фото из 70 черно-белых снимков, по $50 за штуку, но она изо всех сил старалась прорваться в известные нью-йоркские галереи. (В марте этого года работа «№ 21» из этой серии ушла с молотка на аукционе Sotheby’s в Лондоне за более чем $800 тыс.) Чтобы собрать всю серию для показа в Великобритании, Мурхаус тесно сотрудничал с самой художницей, с музеями и многочисленными коллекционерами. 

«Кадры из фильмов без названия» (их куратор называет «перформансами, застывшими в портретах») стали основной частью ретроспективы из 150 произведений Синди Шерман за период с 1970-х годов до наших дней. Он уверен, что эта серия была прорывом в современном искусстве. Раньше, говорит куратор, шли споры о том, могут ли снимки, будь то fashion-фотография или военный репортаж, быть постановочными, тщательно выстроенными, прежде чем щелкнет затвор камеры. Шерман смогла «расширить возможности портрета», введя в его инструментарий «выдуманный образ».

«В истории искусства существует непреложный закон: характер человека читается в его лице, — говорит Мурхаус. — Мы смотрим на других людей и пытаемся понять по тому, как они выглядят, какие они. Но дело в том, что мы никогда не узнаем правду до конца, сколько бы мы ни смотрели». По мнению куратора, понимание и исследование этой дилеммы лежит в основе искусства Шерман, которое сегодня, через призму социальных сетей и демонстрируемой вовне идентичности, воспринимается еще острее. «Ни один другой художник не препарирует столь беспощадно иллюзии, порожденные современной культурой, — говорит он. — Реклама, фейковые новости, социальные медиа, даже порнография — все это фасады, а за ними прячутся люди». 

На выставке представлена еще одна, более ранняя серия Шерман — «Книга Синди» (1965–1975). «На самом деле это не произведение искусства, а очень личные, интимные мемуары», — объясняет куратор. Это, скорее, семейный альбом, который художница начала вести, когда ей было девять лет, и закончила уже в колледже. Собирала фотографии — свои, родных, друзей, первых бой­френдов. «Это самое раннее свидетельство увлечения Синди собственной меняющейся внешностью», — говорит Мурхаус. Каждую свою фотографию она подписывала: «Это я». Заявление, превращающееся у Шерман в навязчивый вопрос: «Это я? Это действительно я?» Вопрос, который определил смысл и ее жизни, и творчества.  

Национальная портретная ­галерея
Синди Шерман
До 15 сентября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+