18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Изенгеймский алтарь XVI века реставрируют во французском Кольмаре

Проведенные работы позволили увидеть пальму в пустыне и скачущих черных бесов, скрытых прежде под толстым слоем потемневшего лака

Реставраторы закончили один из этапов работ над Изенгеймским алтарем, самым знаменитым произведением мастера Северного Возрождения Маттиаса Грюневальда. За последние четыре месяца специалисты удалили большую часть старого лака с 4 из 11 библейских сцен, и в июле произведения вернулись в экспозицию городского Музея Унтерлинден в Кольмаре на востоке Франции. Разница между расчищенными композициями — изображающими нападение бесов на святого Антония, его встречу со святым Павлом Фивейским, Рождество и концерт ангелов — и теми, что еще ждут обработки, потрясает.

Хотя экспертиза, проведенная в Научно-исследовательском и реставрационном центре музеев Франции, показала, что алтарь в целом находится в на удивление хорошей сохранности, до обработки отреставрированные сцены были покрыты толстым слоем пожелтевшего лака, а некоторые их участки потемнели из-за ионов меди, входящих в состав зеленого пигмента.

Теперь на них снова видны пальма в пустыне и пихты в горах, маленькие черные бесы, скачущие по небу, и очаровательный херувим, глядящий из окна на ангела-музыканта, которому вернули оригинальную нежность пастельных тонов. Энтони Понтабри, возглавляющий группу реставраторов, говорит, что толщину лака удалось уменьшить с 30 до приблизительно 8 микрон.

Посетители кольмарского музея также смогут увидеть участки с пробной расчисткой на досках, еще ждущих обработки. Труднее всего будет реставрировать большое распятие, которое сейчас гораздо темнее остальных картин.

Вторая группа реставраторов очистила располагавшиеся в центральной части алтаря деревянные скульптуры святого Антония и апостолов авторства Николаса Хагенауэра, обнаружив на них остатки старинной полихромии. Всего в реставрации скульптурной группы и картин, а также деревянных досок и рам занято более 30 человек. Ожидается, что работы завершатся в 2022 году.

Реставрация началась в 2018-м, через семь лет после того, как с одной из картин без какого-либо предварительного научно-технического анализа попытались снять почти весь лак всего за несколько дней. Тогда работы приостановил лично министр культуры Франции. Как отмечает Понтабри, та реставрация не нанесла серьезного ущерба, хотя расчистка и была «довольно неровной». Сейчас для расчистки самых темных участков, по его словам, используется гель нового поколения с добавлением наночастиц.

Кроме того, картины обследовали при помощи оптического когерентного томографа, который Научно-исследовательский и реставрационный центр музеев Франции приобрел в 2017 году. Этот аппарат, чаще всего используемый в офтальмологии, может создавать трехмерные изображения, дающие точную информацию о внутренней структуре красочных и лаковых слоев толщиной всего 0,003 мм. Первые тесты устройства центр провел при участии Хайды Лян из Ноттингемского Трентского университета на «Иоанне Крестителе» Леонардо да Винчи. По словам Венсана Детайя, который отвечает за это направление исследования алтаря, система оборудована лазером и «позволяет контролировать снятие лака в реальном времени», благодаря чему удается исключить контакт растворителя с красочными слоями. «Если раньше реставраторы полагались на свою интуицию, то теперь мы можем выразить это „ощущение“ в точных цифрах», — говорит он.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+