18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Изенгеймский алтарь XVI века реставрируют во французском Кольмаре

Проведенные работы позволили увидеть пальму в пустыне и скачущих черных бесов, скрытых прежде под толстым слоем потемневшего лака

Реставраторы закончили один из этапов работ над Изенгеймским алтарем, самым знаменитым произведением мастера Северного Возрождения Маттиаса Грюневальда. За последние четыре месяца специалисты удалили большую часть старого лака с 4 из 11 библейских сцен, и в июле произведения вернулись в экспозицию городского Музея Унтерлинден в Кольмаре на востоке Франции. Разница между расчищенными композициями — изображающими нападение бесов на святого Антония, его встречу со святым Павлом Фивейским, Рождество и концерт ангелов — и теми, что еще ждут обработки, потрясает.

Хотя экспертиза, проведенная в Научно-исследовательском и реставрационном центре музеев Франции, показала, что алтарь в целом находится в на удивление хорошей сохранности, до обработки отреставрированные сцены были покрыты толстым слоем пожелтевшего лака, а некоторые их участки потемнели из-за ионов меди, входящих в состав зеленого пигмента.

Теперь на них снова видны пальма в пустыне и пихты в горах, маленькие черные бесы, скачущие по небу, и очаровательный херувим, глядящий из окна на ангела-музыканта, которому вернули оригинальную нежность пастельных тонов. Энтони Понтабри, возглавляющий группу реставраторов, говорит, что толщину лака удалось уменьшить с 30 до приблизительно 8 микрон.

Посетители кольмарского музея также смогут увидеть участки с пробной расчисткой на досках, еще ждущих обработки. Труднее всего будет реставрировать большое распятие, которое сейчас гораздо темнее остальных картин.

Вторая группа реставраторов очистила располагавшиеся в центральной части алтаря деревянные скульптуры святого Антония и апостолов авторства Николаса Хагенауэра, обнаружив на них остатки старинной полихромии. Всего в реставрации скульптурной группы и картин, а также деревянных досок и рам занято более 30 человек. Ожидается, что работы завершатся в 2022 году.

Реставрация началась в 2018-м, через семь лет после того, как с одной из картин без какого-либо предварительного научно-технического анализа попытались снять почти весь лак всего за несколько дней. Тогда работы приостановил лично министр культуры Франции. Как отмечает Понтабри, та реставрация не нанесла серьезного ущерба, хотя расчистка и была «довольно неровной». Сейчас для расчистки самых темных участков, по его словам, используется гель нового поколения с добавлением наночастиц.

Кроме того, картины обследовали при помощи оптического когерентного томографа, который Научно-исследовательский и реставрационный центр музеев Франции приобрел в 2017 году. Этот аппарат, чаще всего используемый в офтальмологии, может создавать трехмерные изображения, дающие точную информацию о внутренней структуре красочных и лаковых слоев толщиной всего 0,003 мм. Первые тесты устройства центр провел при участии Хайды Лян из Ноттингемского Трентского университета на «Иоанне Крестителе» Леонардо да Винчи. По словам Венсана Детайя, который отвечает за это направление исследования алтаря, система оборудована лазером и «позволяет контролировать снятие лака в реальном времени», благодаря чему удается исключить контакт растворителя с красочными слоями. «Если раньше реставраторы полагались на свою интуицию, то теперь мы можем выразить это „ощущение“ в точных цифрах», — говорит он.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+