Центр фотографии им. братьев Люмьер продолжает знакомить московского зрителя с литовской фотографией, на этот раз подготовив ретроспективу Ромуальдаса Пожерскиса. В экспозицию выставки Большая форма войдет более 70 авторских отпечатков из семи его циклов с 1974 по 2004 год. Пожерскис родился в Вильнюсе (Литва) в 1951 году, учился на инженера. Рождение Пожерскиса-фотографа, по его словам, произошло в 1972 году, когда он попал в тюрьму, снимая антиправительственные демонстрации. Пережитое потрясение, приведшее к осознанию причастности к истории своей страны, под-толкнуло его к выбору фотографии как средства самовыражения. Но, несмотря на это обстоятельство, работы Пожерскиса далеки от политики, они пронзительно лиричны, а его герои — самые обычные люди, политические нотки проступают лишь в серии Сельские праздники (1974–94), так как в советское время снимать католические праздники было запрещено, или в серии Последний приют (1983–1990), посвященной дому престарелых и тоже попавшей под цензуру.
Визитной же карточкой Пожерскиса можно считать его первую серию Победы и поражения (1974–1976) на тему мотокросса. В них сам спорт отступает на второй план, а на первый выходят сильные эмоции участников и зрителей. «Искусство — это возможность приблизится к человеку, а не просто красивая картинка или бесконтрольное самовыражение художника», — говорил фотограф, подтверждая это каждым своим снимком. — Филипп Брукк
Центр фотографии им. братьев Люмьер
Большая форма. Документальная проза Ромуальдаса Пожерскиса
Москва
12 августа — 5 октября