18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Музеи спорят о том, кто они теперь

24 национальных отделения Международного совета музеев (ИКОМ) не согласны с новым, «политизированным» определением музея и требуют отложить голосование по нему

Новое определение понятия «музей» Международный совет музеев (ИКОМ) представил 22 июля, в сентябре оно должно было быть выставлено на голосование на Генеральной ассамблее ИКОМ в Киото. Однако 12 августа национальные отделения 24 стран, в число которых вошли Германия, Испания, Италия, Канада, Россия и Франция, а также 5 международных комитетов ИКОМ потребовали отложить голосование по пересмотренному определению музея, чтобы выдвинуть «альтернативное предложение».

В петиции, опубликованной в ответ на новое определение музея, 24 национальных комитета предостерегают, что в случае принятия 7 сентября на Генеральной ассамблее в Киото нового варианта, предполагающего «существенный сдвиг» в понятии, в организации может возникнуть «большой разлад».

На протяжении почти 50 лет ИКОМ придерживался определения, согласно которому музей — это «некоммерческое учреждение», которое занимается «приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материального и нематериального наследия человечества и его окружения в целях образования, изучения, а также для удовлетворения духовных потребностей». Однако некоторые представители ИКОМ, в числе которых куратор из Дании Етте Сандал, недовольны старой формулировкой, поскольку, по их мнению, она «не использует язык XXI века» и не отвечает современным требованиям «культурной демократии».

Сандал возглавляла комитет, предложивший новый текст из 100 слов, в котором музеи определяются как «демократизирующие, инклюзивные и полифонические пространства, созданные для критического осмысления и обсуждения прошлого и будущего». Кроме того, в предложенном определении есть такие слова: «Отвечая на текущие конфликты и вызовы времени, музеи сохраняют для общества эталонные артефакты и экземпляры, оберегают и передают следующим поколениям историческую память и обеспечивают равные права и равный доступ к культурному наследию для всех людей». Их работа «основана на принципах партиципации и прозрачности и строится вокруг активного сотрудничества с различными сообществами», «во имя человеческого достоинства, социальной справедливости, глобального равенства и благополучия в масштабах планеты».

Жюльет Рауль-Дюваль, возглавляющая французское отделение ИКОМ, одной из первых осудила новое определение, назвав его «идеологическим» манифестом, который «опубликовали, не посоветовавшись» с национальными отделениями. «Сперва я даже подумал, что это шутка», — говорит основатель онлайн-журнала Tribune de l’art Дидье Рикнер. По его мнению, текст написан на оруэлловском новоязе, в котором «произведения искусства» заменены на «артефакты» и «экземпляры». «Определение должно подчеркивать важность особых функций музея и его отношений с материальным и нематериальным наследием, которые и выделяют его в ряду других культурных институций», — настаивают национальные отделения, обратившиеся с требованием отложить голосование. Они критикуют «политизированный тон» документа Сандал.

Бывший директор ИКОМ и один из создателей концепции «новой музеологии» в 1970-е годы Юг де Варин признает, что его удивило «чрезмерно раздутое многословие» этой «идеологической преамбулы», по сути не отличающей музей от культурного центра, библиотеки или лаборатории.

Возникший конфликт можно интерпретировать как столкновение старой гвардии с молодым поколением или спор приверженцев латинской традиции со сторонниками англосаксонского движения к более «инклюзивной» модели. Но профессор Университета Париж III (Новая Сорбонна) и председатель Международного комитета по музеологии Франсуа Мэресс уверен, что на самом деле проблема глубже. В июне он вышел из комитета Сандал, заявив, что предложенные варианты «не отражают содержание дискуссий, которые велись в прошедшие два года».

«Определение — это простое и точное высказывание, характеризующее предмет, а в данном случае мы имеем дело не с определением, а с утверждением модных ценностей, чересчур сложным и отчасти ошибочным, — говорит он. — Большинству музеев Франции, начиная с Лувра, было бы трудно соответствовать этому определению и идентифицировать себя как „полифонические пространства“. Последствия могут оказаться весьма серьезными. Формулировку ИКОМ могут включить в национальное или международное законодательство, а профессиональный юрист ни в коем случае не создал бы подобный текст».

Мэресс добавляет, что предложенное определение «не учитывает огромное разнообразие музеев». «Навязывание одного музейного типа может привести к катастрофическим последствиям. Кроме того, если голосование нарушит консенсус, исторически царивший в ИКОМ, это сильно ослабит организацию», — считает он.

Материалы по теме:
Музеи теперь не те, что прежде
Самое читаемое:
1
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+