18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Избранному верить

№76
Материал из газеты

Издание «Российская архитектура. Новейшая эра» включает лучшее и важнейшее за последнее 30-летие

Сборник этот анонсирован как популярное издание. Хотя кажется, что книга, составленная по инициативе и при содействии архитектурных организаций, выпущенная тиражом в 1 тыс. экземпляров и распространяемая среди профессионального сообщества, ему и предназначена. Однако она доступна каждому, пожелавшему узнать, какие события кажутся архитекторам важными, какие постройки они считают лучшими (отбор опирался на оценки профессионалов).

Книга — часть проекта, придуманного архитекторами Андреем и Никитой Асадовыми. Их первое печатное произведение неоригинально по дизайну и до обидного слабо иллюстративно. В основном объекты представлены небольшими, плохо отпечатанными фотографиями. Зато здесь есть полемичность, живое слово — отчего приходит ощущение если не полной объективности, то попытки ее найти.

В плане книга проста: материал разбит на три раздела по десятилетиям, внутри каждого — по годам. Эти периоды охарактеризованы несколькими архитекторами. Первый, 1989–1999 годов, Евгений Асс считает самым успешным: тогда «выстраивались идеи независимой архитектуры». Потом началось, как признается Александр Скокан, «время больших разочарований»: надежды на независимость таяли. Но Сергей Скуратов и Антон Надточий уверены, что в 2000-е строительный бум дал возможность много работать и лучшие проекты были реализованы именно тогда. Что до периода 2010–2019 годов, то здесь в комментариях оптимизма нет. «Надо, чтобы архитектор перестал быть злодеем в глазах общества» (Николай Лызлов). «Архитекторы действительно делают много плохого» (Асс). «Строительство жилья сегодня — это не архитектура, а бизнес. Много строится, но не покупается» (Скокан). Периодом побед наше время считает только главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Впрочем, сборник не о муках архитекторов, а об их достижениях. 

Коротких статей в нем более 500, они посвящены проектам и важным для профессии событиям: изданиям, выставкам, конкурсам, общественным протестам. Тексты написаны внятно, порой остроумно, с легкими намеками на нелегкие обстоятельства. Замечательны и реплики авторов по поводу своих построек.

Рядом с большими проектами: реконструкцией Генерального штаба для Эрмитажа («Студия 44» во главе с Никитой Явейном), Музея современного искусства «Гараж» (бюро Рема Колхаса OMA), Садового кольца в Москве (КБ «Стрелка» и др.), созданием парка «Зарядье» (Diller Scofidio + Renfro и др.), строительством башни «Федерация» (Speech, Сергей Чобан и Петер Швегер), — в сборнике присутствуют и арт-объекты в деревне Никола-Ленивец, и ностальгически сентиментальные вещи Александра Бродского. Похоже, свободное архитектурное творчество возможно только в мелочах и за копейки.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+