18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пятьдесят фотовыставок к 50-летию фестиваля в Арле

№76
Материал из газеты

Юбилейные «Встречи в Арле» выстроены вокруг четырех пересекающихся тем: «Мое тело — оружие», «На краю», «Жизнь» и «Создавая образ»

Фестиваль Les Rencontres d’Arles, впервые состоявшийся в 1970 году, по словам его директора с 2014 года Сэма Стурдзе, «заложил основу восприятия фотографии как вида искусства, который можно экспонировать». «Это было время, когда фотографию выставляли редко, и благодаря нашему фестивалю такие выставки стали столь популярными», — рассказывает он. Полвека спустя Стурдзе и его команда придумали очень амбициозный проект. В рамках Les Rencontres d’Arles, привычно занимающего видное место на улицах древнего города на юге Франции, проходят «50 выставок в честь 50-летия». При этом организаторы решили не фокусироваться на истории одного из главных в мире фестивалей фотографии, а посвятить большую часть программы молодым фотохудожникам. «Арль всегда стремился открывать новые имена и исследовать актуальные вопросы», — говорит Стурдзе.

В нынешнем году фестиваль выстроен вокруг четырех пересекающихся тем: «Мое тело — оружие», «На краю», «Жизнь» и «Создавая образ». На выставке представлены фотографы — и известные, и начинающие, запечатлевшие, как замечает директор, «мир в смятении и собственную повседневную жизнь, которая превращается в своего рода акт сопротивления установившемуся миропорядку — в контркультуру». 

Центральная выставка в разделе «Мое тело — оружие» представляет в церкви Святой Анны чешского фотографа Либуше Ярцовьякову, которую Стурдзе называет «Нан Голдин коммунистической Чехословакии». Ее выставка Evokativ — это летопись андерграундной, маргинализированной Праги в эпоху социализма. Ярцовьякова делала эти фотографии с 1970 по 1989 год, начав, когда еще была подростком. Она училась в пражской киношколе FAMU, однако ее оригинальный стиль резко отличался от эстетики аскетической чехословацкой документалистики того времени. «Ее не пугало несовершенство. Она фиксировала окружавшую ее реальность, людей и свою реакцию в неприкрашенном виде», — пишет Черна в каталоге фестиваля. Работы Ярцовьяковой практически никогда не экспонировались за пределами ее родины. 

Еще одно событие — групповая выставка испанских фотографов Альберто Гарсии-Аликса, Оуки Лееле, Пабло Переса-Мингеса и Мигеля Трильо, воспевавших трансгрессию (феномен перехода границы между возможным и невозможным) в постфранкистской Испании, вылившуюся в 1980-е в уличное движение в Мадриде, известное под названием «мовида» и воспетое в ранних фильмах Педро Альмодовара.

В исторической перспективе фотография обладает способностью противостоять авторитаризму, но и в современности есть подобные примеры, им посвящен раздел «На краю». Ретроспектива французского фотографа Филиппа Шанселя Datazone в церкви Братьев-проповедников объединила семь фотосерий, рассказывающих о мировом экологическом кризисе в последние полтора десятилетия. 

В центре же внимания групповой выставки современной фотографии «Стены власти: рукотворные барьеры Европы» — 28 новых материальных преград, разделяющих народы и регионы. «Сегодня многие фотографы используют камеру как мощное оружие, — считает Стурдзе. — У них не обязательно есть готовые решения, но очень важно увидеть вещи их глазами».

Фестиваль фотографии 
«Встречи в Арле»
До 22 сентября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+