18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пятьдесят фотовыставок к 50-летию фестиваля в Арле

№76
Материал из газеты

Юбилейные «Встречи в Арле» выстроены вокруг четырех пересекающихся тем: «Мое тело — оружие», «На краю», «Жизнь» и «Создавая образ»

Фестиваль Les Rencontres d’Arles, впервые состоявшийся в 1970 году, по словам его директора с 2014 года Сэма Стурдзе, «заложил основу восприятия фотографии как вида искусства, который можно экспонировать». «Это было время, когда фотографию выставляли редко, и благодаря нашему фестивалю такие выставки стали столь популярными», — рассказывает он. Полвека спустя Стурдзе и его команда придумали очень амбициозный проект. В рамках Les Rencontres d’Arles, привычно занимающего видное место на улицах древнего города на юге Франции, проходят «50 выставок в честь 50-летия». При этом организаторы решили не фокусироваться на истории одного из главных в мире фестивалей фотографии, а посвятить большую часть программы молодым фотохудожникам. «Арль всегда стремился открывать новые имена и исследовать актуальные вопросы», — говорит Стурдзе.

В нынешнем году фестиваль выстроен вокруг четырех пересекающихся тем: «Мое тело — оружие», «На краю», «Жизнь» и «Создавая образ». На выставке представлены фотографы — и известные, и начинающие, запечатлевшие, как замечает директор, «мир в смятении и собственную повседневную жизнь, которая превращается в своего рода акт сопротивления установившемуся миропорядку — в контркультуру». 

Центральная выставка в разделе «Мое тело — оружие» представляет в церкви Святой Анны чешского фотографа Либуше Ярцовьякову, которую Стурдзе называет «Нан Голдин коммунистической Чехословакии». Ее выставка Evokativ — это летопись андерграундной, маргинализированной Праги в эпоху социализма. Ярцовьякова делала эти фотографии с 1970 по 1989 год, начав, когда еще была подростком. Она училась в пражской киношколе FAMU, однако ее оригинальный стиль резко отличался от эстетики аскетической чехословацкой документалистики того времени. «Ее не пугало несовершенство. Она фиксировала окружавшую ее реальность, людей и свою реакцию в неприкрашенном виде», — пишет Черна в каталоге фестиваля. Работы Ярцовьяковой практически никогда не экспонировались за пределами ее родины. 

Еще одно событие — групповая выставка испанских фотографов Альберто Гарсии-Аликса, Оуки Лееле, Пабло Переса-Мингеса и Мигеля Трильо, воспевавших трансгрессию (феномен перехода границы между возможным и невозможным) в постфранкистской Испании, вылившуюся в 1980-е в уличное движение в Мадриде, известное под названием «мовида» и воспетое в ранних фильмах Педро Альмодовара.

В исторической перспективе фотография обладает способностью противостоять авторитаризму, но и в современности есть подобные примеры, им посвящен раздел «На краю». Ретроспектива французского фотографа Филиппа Шанселя Datazone в церкви Братьев-проповедников объединила семь фотосерий, рассказывающих о мировом экологическом кризисе в последние полтора десятилетия. 

В центре же внимания групповой выставки современной фотографии «Стены власти: рукотворные барьеры Европы» — 28 новых материальных преград, разделяющих народы и регионы. «Сегодня многие фотографы используют камеру как мощное оружие, — считает Стурдзе. — У них не обязательно есть готовые решения, но очень важно увидеть вещи их глазами».

Фестиваль фотографии 
«Встречи в Арле»
До 22 сентября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+