18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Cosmoscow 2019: опять перестройка?

В архитектурном решении пространства седьмого выпуска московской ярмарки современного искусства использованы строительные леса — как образ роста и трансформации

Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow пройдет в седьмой раз, в Гостином Дворе с 6 по 8 сентября. В этом году организаторам удалось сохранить значительное по московским меркам число участников, впервые достигнутое в прошлом году, — 70 галерей. Среди них немало зарубежных, в том числе австрийская Georg Kargl Fine Arts, Giorgio Persano из Италии, Galerie Frank Elbaz из Франции (привезет в Москву в том числе работы Дмитрия Пригова), немецкая Peres Projects и эстонская Temnikova & Kasela. Многие галеристы участвуют в Cosmoscow не первый раз, а значит, довольны результатами прошлых ярмарок.

Как рассказала основатель и идейный вдохновитель Cosmoscow Маргарита Пушкина, суммарная выручка участников в 2018 году составила €1,3 млн, что на 6,7% больше, чем в 2017-м. Всего за четыре дня работы ярмарку посетило 19 тыс. человек. Кроме того, она привела любопытные данные исследования, проведенного вместе с аналитическим проектом InArt: среднее значение суммы продаж составило €21,5 тыс., но 14 галерей продали на сумму, превышающую €30 тыс. Это полностью совпадает с впечатлениями от прошлогодней ярмарки, где заметно превалировало молодое искусство как раз по таким ценам — €20–30 тыс. 

Организаторы ярмарки уже шесть лет подряд (Cosmoscow была основана в 2010 году, но перезапуск состоялся в сентябре 2014-го, и с тех пор мероприятие проходит ежегодно) делают все возможное для того, чтобы улучшить показатели — по количеству участников, продажам и насыщенности программы. Так, в прошлом году ярмарка обзавелась сразу тремя новыми секциями: Editions для галерей тиражного искусства, Design для тех, кто специализируется на коллекционном дизайне, и Frame для участников, отказавшихся от привычного формата постоянно действующей выставочной площадки. 

В этом году тоже обещают много нового. Например, у Cosmoscow появился арт-директор (по образцу крупных международных ярмарок). Эта должность досталась Саймону Рису, куратору проектов, связанных с посткоммунистической Европой, бывшему программному директору (2011–2013) музея декоративно-прикладного и современного искусства MAK в Вене. Рис будет осуществлять общее художественное руководство ярмаркой, а также разрабатывать и развивать основную и образовательную программы. Кстати, приглашенной звездой Cosmoscow Talks станет один из лидеров итальянского художественного движения арте повера Микеланджело Пистолетто, его привезет туринская галерея Giorgio Persano.

В этом году на ярмарке Cosmoscow чествуют как раз Италию. Одна из секций ярмарки с говорящим названием Focus каждый год посвящена галереям какой-либо страны, и, вслед за норвежцами и бельгийцами, в 2019-м пришла очередь итальянских галерей. Между тем они в Москве показывают работы российских художников (почти парадокс).

Впервые в ярмарке Cosmoscow участвует Музей современного искусства «Гараж», разу­меется не в коммерческой секции галерей, а среди спецпроектов. На его стенде можно увидеть материалы из архива Влада Мамышева-Монро, которому осенью исполнилось бы 50 лет. Таким образом музей презентует онлайн-платформу RAAN (сеть архивов российского искусства), а также сайт, созданный фондом художника. Подробнее об этом расскажет куратор архива «Гаража» Саша Обухова на Cosmoscow Talks. 

Справка

Маргарита Пушкина
Основатель, директор ярмарки Cosmoscow

Год от года мы активно укрепляем международную составляющую проекта. В 2019 году, помимо российских галерей, на ярмарке представлены участники из Австрии, Бельгии, Германии, Италии, США, Франции и других стран. Мы сделали еще несколько важных шагов в этом направлении. Новым арт-директором Cosmoscow стал Саймон Рис, а куратором нашего аукциона Off White, собравшего в июне этого года €104 тыс., выступил Николаус Шафхаузен (бывший куратор Кунстхалле в Вене). За последние два года самостоятельной жизнью зажил фонд Cosmoscow. На сегодняшний день у него за плечами уже целый ряд достижений, которые могут служить поводом для гордости. Благодаря фонду теперь в собрании Третьяковской галереи находятся работы Андрея Кузькина, а коллекция Пушкинского музея пополнилась работами Таус Махачевой. Работа Таус под названием «Кольцевая», созданная в прошлом году в рамках проекта «Художник года» Cosmoscow, недавно приняла участие в 12-й Каунасской биеннале. 

Я очень рада тому, что в этом году, помимо сильной галерейной программы, «Музеем года» Cosmoscow стал Московский музей современного искусства, отмечающий 20-летний юбилей. Мы сотрудничаем с 2015 года. На этот раз акцент сделан на пополнение коллекции музея, которое будет происходить из двух источников. Один из них — ежегодный дар фонда Cosmoscow. Второй источник — государственные закупки этого года в фонды музея у галерей — участницCosmoscow.

одготовлена очень интересная образовательная программа Cosmoscow Talks. В ней примет участие, например, легендарный итальянский художник Микеланджело Пистолетто. Для детей открыта детская площадка Cosmoscow Kids by MMOMA Kids. Фонд Cosmoscow представит целый ряд арт-проектов, созданных специально к ярмарке. К их числу относятся проекты «Художника года» — дуэта «МишМаш», «Институции года» — ЦСИ «Заря» и обладательницы гранта Ruinart Art Patronat Марии Агуреевой. В рамках ярмарки состоится премьера фильма Евгения Гранильщикова Drame, который был создан на средства, собранные фондом. Это получасовое видео о границах документального кино и о череде случайностей, которые собираются в рассказ, экспериментирует с киноязыком. Выставка «Искусственный взгляд», объединившая работы из частных коллекций современного искусства и поделенная на две части, позволяет сравнить произведения, отобранные куратором и искусственным интеллектом. Наш генеральный партнер Qatar Airways будет представлен выставкой «Белое солнце» — работами фотографов, так или иначе связанных с историческим контекстом Катара.

Еще…
Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+