18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка, к которой стоит прислушаться. История самых громких музыкальных изобретений в одном палаццо

Экспозиция «Искусство или звук» в фонде Prada восхищает удивительными инструментами.

Удивив в прошлом году художественную общественность эстетской реконструкцией давней выставки минималистов Когда отношения становятся формой, в этот раз некоммерческий Фонд Prada приурочил к Архитектурной биеннале в Венеции проект, взывающий, причем буквально, на разные лады, не только к знатокам современного искусства, но и к более широкой публике. Куратор выставки Искусство или звук знаменитый итальянец Джермано Челант запальчиво утверждает, что современные музеи стали похожи на кладбища — так там тихо, — и с этим диктатом зрения над остальными чувствами пора заканчивать. И в самом деле, два этажа палаццо Ка’Корнер делла Реджина, где располагается фонд, наполнены разнообразными звуками и мелодиями: где-то поет кукушка в часах, бьет в барабан заводной мальчик Маурицио Каттелана, ноет шарманка, а посетители усердно нажимают на кнопки большого ящика, извлекая из него то мяуканье, то стоны.

137 предметов собранной на выставке энциклопедической коллекции (из разных музеев мира) представляют как настоящие музыкальные инструменты и их эволюцию, так и созданные художниками вариации на эту тему, позволяя за недолгое время пробежаться и по истории музыки, и по истории искусства, начиная с XVII века и заканчивая сегодняшним днем. Самая старинная на выставке — лира-ци-тра из Музея истории искусства в Вене, примерно такие можно видеть на картинах эпохи позднего Возрождения. Далее следуют гитары, скрипки, органы, тромбоны, флейты, трубы и удивительные изобретения XVIII века, соединяющие сразу несколько функций: от поющих швейцарских часов до уникального экспоната, привезенного из Эрмитажа. Это экипаж, созданный для Екатерины Великой русским часовщиком Егором Кузнецовым; карета снабжена автоматическим органчиком для развлечения пассажиров, «запрограммированным» на шесть популярных тогда мелодий, который, помимо прочего, отсчитывал каждую версту звонком. Из русского вклада в музыкальные изобретения представлено также оптофоническое пианино 1920 года Владимира Баранова Россине, переводящее звуки в образы. Оптофон, граммофон, пирофон, оркестрион — сами названия звучат как музыка. Чего стоит один тамбурикорд эксцентричного дизайнера ар-деко Карло Бугатти или шумовая машина «Интонарумори» футуриста Луиджи Руссоло! От изобретателей выставка ведет к разрушителям гармонии, героям контркультуры 1960-х, эпохи раздолбанных в рок-н-ролльном угаре гитар и разъятых звуков и образов — тут и Джон Кейдж, и Нам Джун Пайк, Кунеллис и Арман, — и далее, к магнитофонным экспериментам Брюса Наумана и Джорджа Мачюнаса, телефонной будке Лори Андерсен, работающему портативному телевизору, встроенному в картину Тома Вессельмана, и к уже современным аудио- и видеоартистам вроде канадки Джанетт Кардифф и англичанина Дуга Эйткена. Под углом зрения (или слуха?), который задает выставка, художественные эксперименты кажутся частью почтенной традиции, а обыкновенные инструменты, как, например, «Обычная труба» Адольфа Сакса, — шедеврами минималистской скульптуры.
Фонд Prada
Искусство или звук

Венеция
До 3 ноября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+