18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Собак ножами режете? Да, это биоарт

Эволюция от кутюр. Искусство и наука в эпоху постбиологии. Часть 2. Теория / Под ред. Д. Булатова. Калининград: Балтийский филиал Государственного центра современного искусства, 2013.

Куратор Балтийского филиала ГЦСИ Дмитрий Булатов дважды получал премию «Инновация». Первый раз — за кураторский проект, показанный в 2009 году в рамках 3-й Московской биеннале (совместно с Олегом Бляблясом). Второй раз он получил «Инновацию» за 2013 год, на этот раз в качестве редактора-составителя фундаментального и очень весомого сборника, завершающего титанические усилия организованной Булатовым группы энтузиастов по собиранию, классификации и анализу новейшего явления в искусстве — биоарта и сопряженных с ним явлений.

Сборник издан на двух языках, и он в самом деле соответствует понятию «инновация» — усилия интернациональной команды, в которую собрались, кажется, почти все, кто мог сколько-нибудь ясно обсудить этот новый и ускользающий от определения жанр. При этом заявленные в оглавлении темы более соответствуют рубрикам книжного магазина, специализирующегося на фантастике. Искусственный разум. Искусственная жизнь. Биопротезы. Наноархитектура. Биороботы. Экзобиология. Киборги и кадавры. При этом все без исключения тексты сборника написаны достойно-тяжеловесным языком академической науки со строгими выводами и точно выверенной системой ссылок. Авторы — сотрудники крупных институций, кураторы, солидные ученые разных специализаций: философы, социологи и, конечно же, биологи. На этом фоне никак не выделяется и манифест классика биоарта, несгибаемого Стеларка, специализирующегося на модификациях собственного тела (он, например, выращивает на руке дополнительное ухо, намереваясь в будущем присоединить его напрямую к Интернету).

Конечно, рассуждения о высоких технологиях, биополитике и прочих высоких материях постоянно сбиваются
на апокалиптические видения. Мы все уже давно почти что киборги. Потому что наши тела уже модифицированы: все сделали прививки. Почти каждый гуманоид обвешан разного рода гаджетами, вступая с оными в отношения симбиотические. А чего стоит один только этот Интернет со всеми этими чатами и фейсбуками — это уж полный и окончательный конец света!

При этом весьма респектабельны и тексты, включенные в раздел, озаглавленный Пост-Содом и Пост-Гоморра. Конечно, выводы там получаются весьма устрашающими: речь идет о новой власти, которая работает на создание «монструозных по своей сути расширений, которые невидимым образом перекраивают биологические основы тела и связанные с ним формы сознания». К счастью, примеры из художественной практики, которые приводит автор процитированного текста итальянский философ и социолог Лучиана Паризи, выглядят вполне невинно. Вот, например, мечты Джона М. Йохансена о доме, который будет расти, подобно живому растению, приспосабливаясь к изменениям окружающей среды. Cообщается, что этот необычайно красивый проект будет осуществлен в 2200 году. Пока что реализуется только дневник художника-провидца.

Увы, этот впечатляющий пример выглядит весьма одиноко. Большинство текстов посвящено самым общим проблемам и предельно глобальным проектам. А вот описаний конкретных работ до обидного мало, притом что иллюстрировано издание прекрасно. И любопытному читателю придется «загуглить» сочетание «Brandon Ballengee. DFA 23. Kharon» (Брендон Балленже), для того чтобы узнать, что такого делал с лягушками этот художник, чтобы получить «фото лабораторно очищенного образца тихоокеанской лягушки,подвергшейся природным генетическим изменениям». Некоторые проявления биоарта, о которых можно получить информацию в данном издании, выглядят довольно скромно. Марта де Менезес, например, выращивает бабочек с асимметричным рисунком крыльев. Некоторые проекты потрясают воображение, как, например, построенная на точном научном расчете Профессиональная клоака бельгийца Вима Дельвуа, в которую дважды в день закладывается пища, а на выходе получаются искусственные человеческие фекалии самого высшего качества.

Увы, все самое интересное можно было прочесть в первом томе, вышедшем в 2009 году и представлявшем собой тщательно откомментированную антологию биоарта и смежных с ним направлений, снабженную отлично составленным DVD. Издание это в настоящий момент практически недоступно, поэтому сейчас придется наслаждаться самыми разнообразными размышле-ниями о постбиологии, теме весьма актуальной, что подчеркивается названием, в котором содержится словосочетание «от-кутюр». Прежде чем приступать к погружению в теорию, следует внимательно прочесть текст Роберта Митчела, посвященный специфике функционирования биоарта в системе институций современного искусства. Главная проблема в том, что объекты этого жанра чаще всего представляют собой растянутый во времени перформанс, который можно визуализировать только на специально обработанном видео. Митчел также намекает на экономический и социальный базис расцвета жанра. Конечно, художники чаще всего понимают в современных достижениях науки ничуть не больше простых граждан. А ученый народ, который всегда готов помочь людям творческим и поделиться с ними своими фондами, имеет в виду какие-то свои цели. Например, скрыть под маркой художественного проекта некие свои разработки, которые могут общество сильно испугать. В результате, если публика обсуждала только сумасшедших ученых, которые в пробирках выводят жутких монстров, то теперь ее более занимают художники, которые выращивают из лягушачьих клеток бифштексы, а потом предлагают съесть их на вернисаже.

И тут следует последний проект русского авангарда — Летатлин, который так и не взлетел вследствие ужасного несовершенства человеческой природы. Владимир Татлин, наш великий мечтатель, точно знал, что все будет исправлено в коммунистическом обществе. Этот проект был отложен в долгий ящик. А теперь, может быть, помогут новейшие нанотехнологии?

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+