Эволюция от кутюр. Искусство и наука в эпоху постбиологии. Часть 2. Теория / Под ред. Д. Булатова. Калининград: Балтийский филиал Государственного центра современного искусства, 2013.
Куратор Балтийского филиала ГЦСИ Дмитрий Булатов дважды получал премию «Инновация». Первый раз — за кураторский проект, показанный в 2009 году в рамках 3-й Московской биеннале (совместно с Олегом Бляблясом). Второй раз он получил «Инновацию» за 2013 год, на этот раз в качестве редактора-составителя фундаментального и очень весомого сборника, завершающего титанические усилия организованной Булатовым группы энтузиастов по собиранию, классификации и анализу новейшего явления в искусстве — биоарта и сопряженных с ним явлений.
Сборник издан на двух языках, и он в самом деле соответствует понятию «инновация» — усилия интернациональной команды, в которую собрались, кажется, почти все, кто мог сколько-нибудь ясно обсудить этот новый и ускользающий от определения жанр. При этом заявленные в оглавлении темы более соответствуют рубрикам книжного магазина, специализирующегося на фантастике. Искусственный разум. Искусственная жизнь. Биопротезы. Наноархитектура. Биороботы. Экзобиология. Киборги и кадавры. При этом все без исключения тексты сборника написаны достойно-тяжеловесным языком академической науки со строгими выводами и точно выверенной системой ссылок. Авторы — сотрудники крупных институций, кураторы, солидные ученые разных специализаций: философы, социологи и, конечно же, биологи. На этом фоне никак не выделяется и манифест классика биоарта, несгибаемого Стеларка, специализирующегося на модификациях собственного тела (он, например, выращивает на руке дополнительное ухо, намереваясь в будущем присоединить его напрямую к Интернету).
Конечно, рассуждения о высоких технологиях, биополитике и прочих высоких материях постоянно сбиваются
на апокалиптические видения. Мы все уже давно почти что киборги. Потому что наши тела уже модифицированы: все сделали прививки. Почти каждый гуманоид обвешан разного рода гаджетами, вступая с оными в отношения симбиотические. А чего стоит один только этот Интернет со всеми этими чатами и фейсбуками — это уж полный и окончательный конец света!
При этом весьма респектабельны и тексты, включенные в раздел, озаглавленный Пост-Содом и Пост-Гоморра. Конечно, выводы там получаются весьма устрашающими: речь идет о новой власти, которая работает на создание «монструозных по своей сути расширений, которые невидимым образом перекраивают биологические основы тела и связанные с ним формы сознания». К счастью, примеры из художественной практики, которые приводит автор процитированного текста итальянский философ и социолог Лучиана Паризи, выглядят вполне невинно. Вот, например, мечты Джона М. Йохансена о доме, который будет расти, подобно живому растению, приспосабливаясь к изменениям окружающей среды. Cообщается, что этот необычайно красивый проект будет осуществлен в 2200 году. Пока что реализуется только дневник художника-провидца.
Увы, этот впечатляющий пример выглядит весьма одиноко. Большинство текстов посвящено самым общим проблемам и предельно глобальным проектам. А вот описаний конкретных работ до обидного мало, притом что иллюстрировано издание прекрасно. И любопытному читателю придется «загуглить» сочетание «Brandon Ballengee. DFA 23. Kharon» (Брендон Балленже), для того чтобы узнать, что такого делал с лягушками этот художник, чтобы получить «фото лабораторно очищенного образца тихоокеанской лягушки,подвергшейся природным генетическим изменениям». Некоторые проявления биоарта, о которых можно получить информацию в данном издании, выглядят довольно скромно. Марта де Менезес, например, выращивает бабочек с асимметричным рисунком крыльев. Некоторые проекты потрясают воображение, как, например, построенная на точном научном расчете Профессиональная клоака бельгийца Вима Дельвуа, в которую дважды в день закладывается пища, а на выходе получаются искусственные человеческие фекалии самого высшего качества.
Увы, все самое интересное можно было прочесть в первом томе, вышедшем в 2009 году и представлявшем собой тщательно откомментированную антологию биоарта и смежных с ним направлений, снабженную отлично составленным DVD. Издание это в настоящий момент практически недоступно, поэтому сейчас придется наслаждаться самыми разнообразными размышле-ниями о постбиологии, теме весьма актуальной, что подчеркивается названием, в котором содержится словосочетание «от-кутюр». Прежде чем приступать к погружению в теорию, следует внимательно прочесть текст Роберта Митчела, посвященный специфике функционирования биоарта в системе институций современного искусства. Главная проблема в том, что объекты этого жанра чаще всего представляют собой растянутый во времени перформанс, который можно визуализировать только на специально обработанном видео. Митчел также намекает на экономический и социальный базис расцвета жанра. Конечно, художники чаще всего понимают в современных достижениях науки ничуть не больше простых граждан. А ученый народ, который всегда готов помочь людям творческим и поделиться с ними своими фондами, имеет в виду какие-то свои цели. Например, скрыть под маркой художественного проекта некие свои разработки, которые могут общество сильно испугать. В результате, если публика обсуждала только сумасшедших ученых, которые в пробирках выводят жутких монстров, то теперь ее более занимают художники, которые выращивают из лягушачьих клеток бифштексы, а потом предлагают съесть их на вернисаже.
И тут следует последний проект русского авангарда — Летатлин, который так и не взлетел вследствие ужасного несовершенства человеческой природы. Владимир Татлин, наш великий мечтатель, точно знал, что все будет исправлено в коммунистическом обществе. Этот проект был отложен в долгий ящик. А теперь, может быть, помогут новейшие нанотехнологии?