Неизвестная Вера Мухина из запасников Третьяковской галереи, международные звезды искусства 1990-х в Музее современного искусства «Гараж», выставка о семейных ценностях в Русском музее.
Государственная Третьяковская галерея к юбилею Веры Мухиной (1889–1953) открыла выставку малоизвестных работ выдающегося русского скульптора из своих запасников. Целый ряд ее монументальных проектов так и остался нереализованным, сама Мухина называла их «мечтами на полке». Среди них, например, маленький шедевр «Пламя революции» (1922–1923), конкурсный проект памятника Якову Свердлову, или скульптура «Борей» (1938), задуманная как часть композиции «Спасение челюскинцев». Есть там и недавно отреставрированный оригинальный проект памятника героической авиации (1945). Мухина была и замечательным портретистом, о чем свидетельствуют женский портрет 1930 года или портрет инженера Петра Львова 1940 года. В них скульптору удалось соединить идеализированный новый тип советского человека с тонкой психологической характеристикой модели. Всего представлено более 20 произведений.
В Музее современного искусства «Гараж» открылась выставка The New International, посвященная искусству 1990-х, представленному самыми известными интернациональными художниками, произведениями и событиями этого бурного десятилетия. Среди них большие живописные полотна в стиле фэнтези японки Макико Кудо, инсталляции и объекты рано ушедшего из жизни художника из Нью-Йорка Феликса Гонсалеса-Торреса, знаменитое видео «Турбулентность» (1988) иранки Ширин Нешат, получившей за него «Золотого льва» на Венецианской биеннале. Еще один фильм, бельгийца Йохана Гримонпре, собранный из фрагментов документальной хроники на тему воздушного терроризма, не потерял своей актуальности и сегодня. Присутствует в экспозиции и Россия. Два отдельных больших проекта посвящены знаменитой арт-группе IRWIN из Словении, открывшей в 1990-е в Москве свое «посольство», и скандальной акции российского художника Александра Бренера, изобразившего зеленый знак доллара на картине Малевича в Музее Стеделейк в Амстердаме. Выставка получилась как минимум очень зрелищной.
В Государственном Русском музее открылась выставка, посвященная теме семьи в русском искусстве. В экспозиции — около 200 произведений живописи, графики, скульптуры с XVIII века до наших дней. Начинается она с «Автопортрета с женой» Андрея Матвеева 1729 года и далее до передвижников с их жанровыми картинами на тему неравного брака, сирот и дележа наследства, до советской эпохи, где семья сначала была объявлена «пережитком прошлого», а затем «ячейкой социалистического общества». Иллюстрирован этот период хрестоматийными произведениями в эстетике соцреализма, а сама экспозиция завершается работами современных авторов вроде ироничной инсталляции «Алтарь семейных ценностей» питерской группы «Колдовские художники».