Венсан Помаред, помощник руководителя Лувра, 2 августа сообщил AFP: «В настоящее время система резервирования билетов не является обязательной, но, как во многих других музеях, станет такой по окончании года». И добавил, что отказ от билетных касс может случиться и раньше (в сентябре — октябре) — пока не решили. То есть, возможно, к открытию 24 октября выставки, приуроченной к 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи, самого ожидаемого события в мире искусства, над которым музей работал в течение десяти лет, пытаясь собрать как можно больше работ гения эпохи Возрождения из других музеев.
Предварительная онлайн-продажа билетов на выставку Леонардо началась 18 июня и сразу же обрушила сайт Лувра. На следующий день, как писала Le Parisien, неполадки были устранены, но момента бронирования надо было ожидать четверть часа. По сообщению газеты, за первые 30 часов было куплено 33,5 тыс. билетов. И это не считая покупок, сделанных в магазинах Fnac — их организовали специально для не имеющих навыков общения с интернетом. Сейчас билеты на выставку можно купить спокойно, но их остается немного и далеко не на все сеансы. Так что Лувр не напрасно готовится к наплыву толп почитателей Леонардо да Винчи.
Предварительная интернет-продажа билетов на выставки-блокбастеры — обычное дело для больших музеев, хотя ряд из них, как, например, венский Музей истории искусства в случае с Брейгелем, все же оставляет некоторое количество для свободной продажи. Существуют музеи, куда и на постоянную экспозицию по внезапному желанию не попадешь, а только заранее купив билет онлайн. Но среди больших национальных музеев таких до сих пор не было. Возможности в свободное время просто зайти на постоянную экспозицию или в любимый зал Лувра, когда очереди нет или она терпима, теперь не будет. Не получится и укрыться в зной в музейной прохладе, как сделали многие туристы этим жарким летом.
Но во всем виновата «Джоконда»: 70% посетителей Лувра жаждут ее увидеть, многие из них — только ее. Каждый день музей посещают от 25 тыс. до 50 тыс. человек (а всего в этом году Лувр принял более 10 млн), и большинство направляется прямо к самой известной картине всех времен и художников. Чтобы как-то оптимизировать этот неконтролируемый поток, в прошлом году музей ввел предварительную продажу билетов на определенное время — как на сайте, так и в кассах. Причем эта процедура достаточно строгих правил: билеты именные; при опоздании владельцев более чем на полчаса они считаются недействительными; имеющие право на бесплатное посещение (а их 40%, включая тех, кому нет 18 лет, жителей ЕС до 26 лет, безработных, инвалидов и журналистов) также должны регистрироваться на сеанс; больше шести билетов «в одни руки» заказать нельзя. Очевидно, те же ограничения будут и при предварительной продаже билетов.
Вряд ли новые правила посещения Лувра обрадуют публику. Впрочем, она всегда чем-то недовольна. Вот сейчас «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» (полное имя картины Леонардо) на время ремонта в крыле, где он всегда находился, перенесен в более просторный зал 801 галереи Медичи на втором этаже крыла Ришелье. Пропускная способность шедевра значительно увеличилась. Однако зрители, стремящиеся припасть к «Моне Лизе», как паломники к чудотворной иконе, жалуются, что охранники слишком быстро отгоняют их от портрета и не дают разглядеть знаменитой улыбки. И что особенно обидно, невозможно сделать рядом с ней селфи! Фотографироваться разрешено — а толпа мешает. Что делать, от расширения пространства вокруг сама «Джоконда» не увеличилась, осталась в прежних параметрах — 76,8 х 53 см.