Уникальность Дома Cartier в том, что он одинаково силен и в часовом, и в ювелирном деле. Ювелиры Дома создали столько культовых объектов, что хватило бы на несколько компаний поменьше: от шедевров haute joaillerie с резными изумрудами индийских махараджей до бестселлеров LOVE и Juste un Сlou.
Однако то же можно сказать и о мастерах часового искусства Cartier. Еще в начале прошлого века они задали тон в мужских наручных часах, выпустив Santos de Cartier и Tank de Cartier, а одновременно с ними — несколько впечатляющих дамских моделей. Одна из них — Baignoire, подлинный шедевр часового дизайна — появилась в витринах Дома в 1912 году. Новатор Луи Картье смело изменил привычную форму и пропорции женских часов — классический овал стал более узким и продолговатым. В 1960-е корпус модели приобрел соблазнительный изгиб, удобно ложащийся на женское запястье и делающий часы 100%-но узнаваемыми. В самом Доме Cartier эту метаморфозу связывают со свободным стилем «свингующего Лондона».
В последние годы часовой рынок переживает своеобразную эпоху Возрождения: многие марки выпускают часы, навеянные собственными былыми бестселлерами. Так поступает и Cartier, создавая вариации на тему популярных исторических моделей: Tank, Panthère и, конечно, Baignoire. В прошлом году в Женеве на Международном салоне высокого часового искусства (SIHH) Дом показал версии в корпусах белого золота: Baignoire Étoilée, Baignoire Infinie, Baignoire Débordante и Baignoire Interdite. В 2019-м коллекция пополнилась снова.
«Мы стремились перевести на язык современного дизайна то, чем всегда были Baignoire, — рассказывает креативный директор часового направления Cartier Мари-Лор Серед. — Мы довели этот эстетический эталон до совершенства несколькими продуманными изменениями. Измененное начертание римских цифр на контрасте с циферблатом производит более энергичное впечатление; тыльная сторона корпуса органично интегрирована в его общий объем. Baignoire выглядят скульптурой, высеченной из цельного куска камня. Они освобождены от лишних деталей и демонстрируют цельную форму — великолепное воплощение стиля Дома Cartier, словно созданное одним росчерком пера».
В коллекции несколько версий модели. Флагман линии — изысканные Baignoire Allongée с механическим калибром 1917 MC с ручным подзаводом. Механизм заключен в корпус розового золота с характерным рельефом, который навеян классическим мотивом часового декора Сlou de Paris («Парижские гвозди»), вошедшим в обиход в начале прошлого века. Форма «гвоздей» рельефа подчинена движению линий корпуса: на выпуклом безеле они крупнее, на боковой части — мельче. Циферблат павирован 293 бриллиантами классической огранки.
В менее драматичной дневной версии Baignoire Allongée моментально узнаваемые синие стрелки Cartier указывают на изысканно вытянутые римские цифры оригинального начертания. Часы ложатся на руку как влитые; узкий ремешок из кожи аллигатора закреплен на скрытых ушках. «Сейчас часы Baignoire, сохраняя свою наследственную эстетику, выглядят на запястье ослепительнее, чем когда-либо прежде: графично и чувственно одновременно», — отмечает Мари-Лор Серед.
В 1960-е годы в Baignoire нередко появлялись Катрин Денев, Роми Шнайдер и Жанна Моро. В наши дни лицом этих часов стала актриса, режиссер и певица Мелани Лоран, обладательница премии «Сезар». Все логично: как Мелани — достойная преемница кинозвезд «новой волны», так и современные Baignoire Allongée наследуют эстетическим канонам и заманчивой притягательности моделей-предшественниц.