18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Усадьба Архангельское отмечает 100-летие со дня превращения в государственный музей

№76
Материал из газеты

Уже целый век бывшая усадьба князей Юсуповых лавирует между Марсом и Аполлоном — Минобороны и Минкультуры

Официальной датой основания музея считается 1 мая 1919 года. Этому предшествовал беспокойный период. После стремительного отъезда владельцев из России в усадьбе осталось множество ценностей. Уже в ноябре 1917-го Московский военно-революционный комитет «по запросу трудящихся» выдал удостоверение, что «Архангельское никаким реквизициям не подлежит», и поручил его охрану бывшим служащим дворца. В январе 1918 года Анатолий Луначарский подписал охранную грамоту на дворец и коллекции, в ноябре Игорь Грабарь на заседании президиума коллегии по делам музеев Наркомпроса прочел доклад о проекте декрета о национализации Архангельского, Останкина и Кускова. Постановление об этом вышло 23 октября 1918 года, и уже следующей весной музей-усадьба открылся для посещения трудящимися. Ежегодно во дворце бывали десятки тысяч красноармейцев, рабочих, пионеров. Показательно, что в 1920-е годы акцент в деятельности музея был сделан на изучение творчества крепостных: живописцев, мастеров по фарфору, актеров.

Тогда же, в послереволюционные годы, в Архангельском было заложено зерно того противостояния, которое затрудняет жизнь музея и по сей день. Уже во время Гражданской войны огромное пространство усадьбы с пустующими парковыми павильонами стало использоваться в качестве санаторных палат — для раненных на фронтах мировой революции. Когда наступило мирное время, инфраструктура использовалась для дома отдыха РККА. В 1928 году здесь обосновался дом отдыха Мосздравотдела, а в 1933-м Архангельское передали Наркомату военно-морских дел. Офицеров сначала селили в малых залах дворца, где до революции

были жилые помещения. В боковых частях под их нужды переделывались интерьеры. К счастью, переделки практически не коснулись парадных залов, где сохранялась музейная экспозиция. Однако многие выдающиеся образцы живописи, в особенности картины Клода Лоррена, Юбера Робера, свое место покинули — их передали в ГМИИ. Полотна Тьеполо из цикла о Клеопатре не вывезли, кажется, лишь из-за их гигантских размеров.

В 1930-е годы, хотя собственно музей и не прекращал работать, вся кипучая деятельность здесь была связана с запросами Минобороны (тогда еще народного комиссариата). Его глава Климент Ворошилов сам курировал работы и лично размечал ландшафтные планы, подобно тому, как ранее это делал аристократ Николай Юсупов. В 1934–1937 годах на месте утраченных Лимонной и Лавровой оранжерей архитектор Владимир Апышков возвел корпуса военного клинического санатория, поставив их в завершении Большого партера. Впрочем, доминировавшая тогда стилистика «сталинского ампира» удачно сочеталась с классическими фасадами. Вдобавок архитектор обдуманно использовал понижающийся к реке рельеф и построил новые корпуса на террасах так, чтобы не испортить перспективу. Тогда же и на те же средства были отремонтированы Большой дом, «Каприз», Чайный домик, Театр Гонзаги. Масштаб санаторно-строительных работ в Архангельском был громаден, и его распространению, похоже, помешала только Великая Отечественная война.

Музейные коллекции смогли пережить ее без особых потерь. Около 400 картин и 3 тыс. прочих предметов эвакуировали на Урал, в Верхний Невьянск; знаменитые парковые скульптуры Архангельского были закопаны в землю. Постройкам пришлось хуже — послевоенные реставрации продолжались около десяти лет. К 1960-м была завершена реставрация театра, открылись экспозиции в зданиях усадьбы. А работы по восстановлению исторического облика парка, которые начались в 1981 году, оказались первым советским опытом подобной садовой реставрации.

Во второй половине ХХ века музей, как мог, пытался избавлять исторические здания от функций санатория. Показательна судьба одного из них. Построенный в XVII веке храм Архангела Михаила, закрытый в 1934 году, сначала был филиалом музея, однако позже помещение церкви отошло к санаторию и использовалось им до 1964 года. После передачи постройки музею тотчас же началась ее научная реставрация, восстановившая первоначальный силуэт церкви. С 1994-го храм является действующим, в совместном пользовании с музеем.

Тем не менее под началом военных музей функционировал до 1997 года. Из подчинения Минобороны в ведение Минкультуры усадьба была передана, скорее всего, из-за непреодолимых внешних проблем. К этому времени стало ясно, что масштабная реставрация, ради которой Архангельское было закрыто еще в 1985 году и которую планировалось окончить к 1995 году, никак не завершится из-за отсутствия финансирования. Под эгидой Минкультуры эта реставрация затянулась еще на десятилетия, но хотя бы усадьба приобрела статус памятника федерального значения.

В 1990–2000-е реставрация многочисленных зданий и павильонов медленно, но все-таки шла. Для посетителей постепенно открывали парк, дворец, колоннаду… Фактически последние 30 лет реставрация не прерывается. С 2011 года идут работы по созданию экспозиций исторических интерьеров, к 2019 году планировали открыть все помещения первого этажа.

Но в XXI веке привычное уже проклятие Архангельского — в виде его просторов — навлекло новые беды. В нарушение охранного статуса усадьбы на ее территориях, «взятых в аренду», ведутся вырубка деревьев и строительство элитных коттеджей. В судах выяснилось, что в 1997 году территория усадебных парков не была передана Минкультуры целиком — почти половина осталась за Минобороны, и оно этим активно пользуется. Новости об имущественных и экологических проблемах в Архангельском появляются с печальной регулярностью. Последняя — от 27 июля: в охранной зоне возобновилось строительство подъездной дороги к гипермаркету, движение по которой может навредить деревянному зданию Театра Гонзаги.

В 2015 году директором Архангельского был назначен Вадим Задорожный (его частный музей, посвященный автомобилям и военной технике, открылся по соседству с усадьбой в 2001 году). После этого активизировались планы по приведению усадьбы в порядок. На заседании коллегии Минкультуры в 2016 году затраты на реставрацию Архангельского оценили в 4,2 млрд руб., с тем чтобы закончить ее к 2019 году. В прошлом году в министерстве объявили, что реставрация завершится к 2025 году. Планом работ занялось знаменитое уже столичное бюро Wowhaus. Первые результаты объявленной реставрации обещали представить через год, то есть сейчас, однако новостей пока не слышно.

Торжественное празднование 100-летнего юбилея музея было намечено на эту весну — вместе с открытием трех исторических фонтанов, которые планировалось запустить впервые с 1917 года. Однако весной из праздничных мероприятий прошел только субботник по посадке деревьев; в нем приняли участие директор музея, губернатор Московской области Андрей Воробьев, заместитель председателя правительства Дмитрий Козак (возглавляющий оргкомитет по празднованию юбилея), члены попечительского совета Герман Греф и Виктор Вексельберг. Еще, правда, «Почта России» выпустила юбилейную марку, посвященную 100-летию музея. Теперь торжества анонсированы на осень. По нашему запросу пресс-служба музея сообщила о грядущей программе. Ожидается, что в сентябре, помимо осенних юбилейных выставок в Российской государственной библиотеке («Время собирать… Князь Юсупов и его библиотека», 17 сентября — 19 января) и ГМИИ им. А.С.Пушкина («Цветаевский музей и князья Юсуповы», 28 октября — 13 января), 100-летие музея отпразднуют и на территории самой усадьбы, которая «превратится в маленькую Италию». Обещаны фестиваль итальянской культуры «Тьеполо-фест», открытие Парка усадебных затей и научно-практическая конференция, посвященная исторической судьбе Архангельского.

Возможно, все планы Министерства культуры удастся воплотить в срок и к 2025 году мы действительно увидим «подмосковный Версаль» отреставрированным целиком — как все здания усадьбы, так и ее сады и парки с воссозданными пятью ботаническими оранжереями, фундаменты которых недавно были обнаружены при археологических раскопках.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+