Насколько неожиданным было присоединение Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) к Пушкинскому для вас? Считаете его нужным музею или согласились исключительно из желания поддержать современное искусство?
Для меня это было абсолютно неожиданно. Учитывая то количество ежедневной работы, которое мы ведем, нашу стройку, которая сама по себе может занять много жизней — никакой готовности к этому событию у нас не было. Но когда стало понятно, насколько это важно для перспективы развития современного искусства, то не отреагировать на это, отойти в сторону было бы неправильно. В тот момент я плохо представляла себе, что стоит за аббревиатурой ГЦСИ. Как только мы стали вникать, то поняли, что внутри очень много проблем. И их нужно постепенно решать. Не анализировать, откуда они взялись и почему, а просто решать.
То есть вы выступаете в роли антикризисного менеджера? Или делегируете эту роль кому-то другому?
Мы создадим дирекцию, в которой будут глава, мой заместитель по региональному развитию, и ряд людей, которые будут работать в очень тесной связке как с московской частью ГЦСИ, так и с его региональными отделениями. Эти отделения будут существовать как сеть с общей концепцией, также будут появляться какие-то новые точки. Потенциал огромный.
ГЦСИ будет продолжать заниматься только современным искусством или концепция поменяется?
Мы как универсальный музей с прекрасным собранием и замечательным списком интернациональных друзей и партнеров можем придать деятельности ГЦСИ еще больший размах, больше красок и возможностей.
У ГЦСИ проблемы со зданиями в регионах. Как можно выйти из этого положения, чтобы не сидеть на вечной стройке?
Мне кажется, что тут очень важно объединяться с местными властями, которые понимают важность присутствия Пушкинского музея. Мы готовы делиться своей репутацией, контентом, усиливать возможности ГЦСИ, то есть прикладываем все силы к тому, чтобы в регионах жизнь была не менее интересной, чем в Москве.
Получается, что весь имущественный комплекс, который был закреплен за ГЦСИ, переходит Пушкинскому музею?
Мы сейчас в этом разбираемся, потому что в разных филиалах разная ситуация.
А коллекция передается Пушкинскому музею целиком?
И коллекция, и медиатека — все это переходит к нам. Там есть работы важных современных художников — не только российских, но и интернациональных. Я еще не видела коллекцию в полном объеме, но мне кажется, что было бы здорово показывать это не в Москве, где хватает музеев современного искусства, а в региональных центрах. Во всяком случае в этом был бы больший смысл.
Не поменяется ли название одной — или обеих — институций после слияния ГЦСИ и ГМИИ?
Надо придумать, как сделать так, чтобы название было органично, чтобы присутствовали оба бренда.
Как сейчас складывается бюджет музея и обещает ли Минкультуры его увеличить в связи с такими глобальными изменениями?
Сейчас это 50 на 50: половину финансирует государство, остальное мы зарабатываем сами. Я не знаю, каким будет общий бюджет, мы сейчас только формируем его, так как до декабря находимся в состоянии перехода. Очень рассчитываю, что наш бюджет, безусловно, пополнится. Но и в этом случае
Пушкинский музей не может сам все обеспечить, хотя мы и планируем специально привлекать средства на современное направление. Повторюсь, здесь особенно важно участие региональных властей.
Этим летом, помимо ГЦСИ, Пушкинский получил бывшую усадьбу Лопухиных. Как предполагается ее использовать?
Честно говоря, когда мы вошли в усадьбу, мы были удивлены тому, в каком она состоянии… Международный центр Рерихов, который там был раньше, все время говорил, что все идеально. А на самом деле здание в очень плохом состоянии, и использовать его для музейных экспозиций невозможно. Надо будет, конечно, приводить усадьбу в порядок. Пока, в ближайшие два с половиной года, там будет развиваться очень важное для нас направление — Пушкин-Youth, то есть «Молодой Пушкинский». Двести человек одновременно, от 14 до 21 года, смогут там работать с нашей коллекцией и встречаться с самыми важными, умными и прогрессивными людьми. Так мы пытаемся вырастить гуманитарную элиту, образованную и гуманистически ориентированную.
Как идут переговоры с Минобороны по поводу создания музея коллекционера Сергея Щукина в его доме?
Переговоры идут хорошо и плодотворно. В этой ситуации уникален сам факт сотрудничества Минобороны и Минкультуры. Мы подготовили проект концепции музея. Нам очень хочется, чтобы в этом доме ощущался дух идей Щукина. Чтобы в его пространстве соединялись работы самых важных современных художников, определяющих движения сегодняшнего искусства. Чтобы коллекционеры сегодня продолжили дело Сергея Ивановича.
А могут вам передать это здание? И как туда можно будет попасть: по предварительной записи или свободно?
Не так важно, кому передадут здание, важно, кто будет управлять музеем Щукина, который мы планируем создать. Поскольку он находится на территории Минобороны, то речь шла о том, что само здание остается на его балансе. Министерство культуры будет обеспечивать жизнь здания, и это, что принципиально важно, будет открытый музей.
Недавно стало известно, что начало реконструкции главного здания отодвинулось на год. В силе ли план перед его закрытием показать там грандиозный проект французского куратора Жан-Юбера Мартена?
Мы сделаем выставку, как и объявляли, в 2021 году, это будет большой проект на четыре-пять месяцев. А теперь мы хотим показать и еще кое-что в 2022 году.
Помогают ли меценаты строить музейный городок?
Бюджетных денег недостает сильно. Нужно привлекать дополнительные средства, искать больших меценатов, как делал и Иван Цветаев раньше, чтобы получить музей очень красивым, а не просто сданным в срок. А мы можем именами меценатов называть наши здания и залы.
После того, как в конце 2020 года вы откроете новое здание депозитарно-реставрационного комплекса, что будет дальше?
Все работы на объектах идут параллельно. Самое важное для музея — прежде всего открыть новое депозитарно-выставочное пространство. Затем будут открываться Дом текста, Галерея импрессионистов и постимпрессионистов и Галерея старых мастеров. Вокруг всех этих зданий музейного городка будет создана специальная среда, образуется большая пешеходная зона. Мы также должны начать переговоры с Московским метрополитеном, поскольку нам бы хотелось, чтобы ближайшая к нам станция называлась «Пушкинский», чтобы мы уже там начинали получать первые впечатления от музейного квартала.
Расскажите, пожалуйста, о ближайших выставках.
Вскоре мы открываем выставку «Восточный джаз», на которой соединяем среднеазиатские ткани с абстрактным искусством ХХ века. А в начале декабря покажем произведения Томаса Гейнсборо из многочисленных британских музеев. В будущем году все продолжается самыми разными проектами, включая древнее корейское искусство и выставку из знаменитого итальянского Музея Каподимонте. Плюс огромный проект Билла Виолы и многое другое.
Хотя предстоит сделать еще немало, у вас наверняка есть представление о том, как в результате должен выглядеть Пушкинский.
История Пушкинского связана с просвещением, университетским сознанием. Молодые люди — это наша важная аудитория, и мы особенно на нее надеемся в регионах. Молодежи нужно помогать формировать ощущение собственной причастности к событиям, возможность чувствовать себя созидателями — это очень важно. Современное искусство дает такой шанс — быть не просто союзником, а соучастником процесса. Мы хотим предложить образовательные программы и даже участие в наших событиях онлайн. Неважно, где происходит событие, главное — получить возможность в нем участвовать. У нас еще много идей.