18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Стамбул намерен стать столицей современного искусства и арт-рынка в регионе

В городе одновременно проходит международная ярмарка, стартует биеннале современного искусства, а на очереди открытие восьми новых музеев

Хотя Биеннале современного искусства в Стамбуле проходит в 16-й раз, а для международной ярмарки Contemporary Istanbul это 14-й выпуск, кажется, именно сейчас город переживает настоящий арт-бум. Только в сентябре здесь открылось сразу три новых выставочных пространства. Это новое здание Музея живописи и скульптуры Университета изящных искусств имени Мимара Синана (тут как раз представлен основной проект биеннале), новое здание Фонда Вехби Коча — Arter (открытие 13 сентября, проект лондонского бюро Grimshaw Architects) и дворец Текфур — музей османского искусства. На протяжении следующих месяцев в городе появится еще пять новых площадок. Таким образом, Стамбул планомерно двигается к достижению весьма амбициозной цели — стать новым центром искусства. По оценкам экспертов, суммарный объем инвестиций в упомянутые проекты достигает $5 млрд, это и государственные средства, и частный капитал.

Одна из частных инициатив — международная ярмарка современного искусства Contemporary Istanbul, которая была основана в 2006 году предпринимателем Али Гюрели. Он преуспел в гостиничном бизнесе и даже был председателем TUROB — ассоциации отельеров Турции, но увлечение коллекционированием в конце концов заставило его переквалифицироваться в профессионалы арт-рынка. Именно он стоял у истоков первой турецкой ярмарки искусства, Art Istanbul, проходившей с 2001 по 2005 год. С 2006 года он является бессменным председателем Contemporary Istanbul, получившей уже международный статус.

14-й выпуск Contemporary Istanbul (CI19) открыт для посетителей с 12 до 15 сентября в Международном стамбульском выставочном и конгресс-центре Лютфи Кырдара, расположенном в квартале Харбийе района Шишли. Ожидается, что ярмарка, которую в прошлом году посетило 74 тыс. человек, на этот раз значительно увеличит посещаемость. Даты ее проведения рассчитывались с прицелом на толпу кураторов, арт-критиков и — в особенности — коллекционеров со всего мира, которые окажутся в городе во второй декаде сентября на превью долгожданной биеннале Николя Буррио, чей основной проект называется «Седьмой континент».

На CI19 представлено 74 галереи из 23 стран, 510 художников и более 1,4 тыс. произведений искусства. С этого года у Contemporary Istanbul новый арт-директор — независимый куратор и исследователь из Франции Анисса Туати. По ее замыслу, ярмарка должна олицетворять общность средиземноморских стран — именно по этому принципу теперь происходит отбор галерей-участниц и подготовка некоммерческой и дискуссионной программ. Специальные проекты посвящены цифровому искусству (Plugin New Media — выставка, поддержанная Siemens Home Appliances) и частным коллекциям (экспозиция «Новые приобретения» представляет турецкое и международное искусство, причем как современное, так и классическое, из главных частных собраний Турции). Куратором «Новых приобретений» — 90 произведений из 42 коллекций — выступил писатель и художественный критик Хасан Бюлент Кахраман; именно он возглавляет отборочный комитет и вообще кажется серым кардиналом Contemporary Istanbul. 

Особое внимание на CI19 уделено венским галереям искусства. Georg Kargl Fine Arts, Galerie Kandhofer и Galerie Krinzinger представлены на отдельном стенде Art from Vienna. Каждый год одна из стран становится специальным гостем ярмарки, и галеристы оттуда получают особые условия участия, для того чтобы познакомиться с турецким искусством и коллекционерами. В 2013 году в фокусе была Россия — тогда в Стамбул приехали семь галерей из Москвы и Петербурга: AL Gallery, Anna Nova, Art re.Flex Gallery, Galerie Blue Square, Galerie Iragui, Marina Gisich Gallery и pop/off/art. Сейчас из русских участников осталась только галерея Марины Гисич. Она участвует уже в пятый раз и привезла на CI19 Виталия Пушницкого, Керима Рагимова и Дмитрия Цыкалова. Сама Марина Гисич признается, что работы Пушницкого и Рагимова (около $40 тыс. за большеформатную живопись) едва ли могут быть проданы на ярмарке, но присутствие тут важно, так как это возможность для ее художников быть замеченными кураторами, прибывшими на Стамбульскую биеннале. Галеристка уже не первый год приглашает в Турцию своих клиентов-коллекционеров, для которых подготовлена отличная программа. Кроме того, галерея настолько удачно поучаствовала в Cosmoscow на прошлой неделе, что может позволить себе поработать над стратегическими задачами.

Впрочем, русское искусство можно найти не только на стенде отечественной галереи. Так, Art Agency из Софии привезла работы Зураба Церетели (живопись, графику и даже небольшую скульптуру), а также картины и произведения из мрамора Айдан Салаховой. Цены на Церетели колеблются в диапазоне от 600 евро за принты до сотен тысяч евро за живопись — картина «Сон» оценена в €350 тыс. Не исключено, что это самая дорогая работа на ярмарке. За мраморную книгу «Без слов № 20» Салаховой просят €30 тыс., а за ее живопись - €8 тыс.

Среди участников CI19 — несколько галерей из стран СНГ, в частности грузинская Project ArtBeat, которая привезла живопись Маки Батиашвили (от $500 до $4,5 тыс.), Софо Чхиквадзе ($1,6 тыс.) и работы Анны Эдзгверадзе (Анна К.Е.), в этом году представляющей Грузию на Венецианской биеннале (ее работы в смешанной технике оцениваются в $1,8–3,8 тыс.). Есть и проект из Азербайджана — платформа Ta(r)dino Асли Самадовой, Ольги Селезневой и Лесли Грей. Правда, в ярмарке (!) они участвуют исключительно в некоммерческих целях, видя свою задачу в продвижении азербайджанского молодого искусства, выведении его на международную орбиту. На их стенде можно увидеть произведения Фархада Фарзалиева, Назрин Маммадовой, Самира Салахова и других. 

Вообще география галерей-участниц впечатляет — это Аргентина, Германия, Иран, США, Франция, Чили, Швейцария, Южная Корея и даже Палестинская автономия. Однако большинство, конечно, турецкие галереи, но они не всегда показывают только «свое» искусство. Так, турецко-немецкая галерея Zilberman c площадками в Стамбуле и Берлине представляет работы Манафа Хальбуни, молодого художника сирийского происхождения и восходящей звезды немецкого современного искусства. Он родился в Дамаске в 1984 году, но бежал из страны и сейчас живет в Дрездене. Его творчество носит провокативный характер и чаще всего посвящено антивоенной и политической тематике. На стенде можно увидеть его работы из серии «Карты» — найденные художником на блошиных рынках географические карты, которые он снабжает комментариями и исправлениями. Так появляется альтернативная история Европы: например, управляемая арабами ГДР ($3,8 тыс.).

Одна из самых известных современных турецких художниц Гюльсун Карамустафа (ее работы, затрагивающие проблемы сексуальности, гендерной и этнической принадлежности, есть в британской Тейт и стамбульском музее Arter) представлена местной галереей Sanatorium. Цены очень демократичные — от $6,7 тыс. за обои — коллажи из архивных фотографий до $10 тыс. за скульптуры из керамики.

В 2006 году, когда была основана Contemporary Istanbul, арт-рынок в Турции был строго локальным — турецкие коллекционеры покупали турецкое искусство, и никак иначе. За годы существования она превратилась в международную ярмарку, а местные коллекционеры стали не только покупать искусство по всему миру, но и привозить его в Турцию и открывать частные музеи в Стамбуле. Эту тенденцию отметил Али Гюрели в речи на открытии CI19, подчеркнув, что это только начало и Стамбул продолжит экспансию на мировой арене. О том, что такая политика будет поддержана со стороны государства, сказал и глава муниципалитета Стамбула, недавно избранный мэр города Экрем Имамоглу, который посетил ярмарку в четверг, в первый день ее официальной работы, а не во время закрытого предпоказа. Его визит изрядно затянулся, так как многие посетители и участники хотели с ним сфотографироваться: новый мэр очень популярен и демократичен, к тому же оказался завсегдатаем Contemporary Istanbul и увлеченным коллекционером.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+