Некоммерческая организация Arter, занимающаяся современным искусством, открыла музей, который станет «по-настоящему прорывным» для Стамбула. Так утверждает его директор Мелих Ферели, руководивший переездом «маленького белого куба» на улице Истикляль в новое здание общей площадью 18 тыс. кв. м. Оно возведено в Долапдере, центральном районе города, по проекту лондонского бюро Grimshaw Architects. Открытие состоялось 13 сентября, совпав с превью 16‑й Стамбульской биеннале.
Arter финансируется Фондом Вехби Коча, созданным полвека назад одним из богатейших предпринимателей Турции. В 2005 году Ферели был назначен культурным консультантом фонда и разработал стратегию специально для современного искусства. По его словам, это было «именно то, что нужно Турции».
За новое направление с энтузиазмом взялся Омер Коч, наследник прославленной династии в третьем поколении. В 2007 году Koç Holding стал главным спонсором Стамбульской биеннале и начал приобретать современное искусство. Принадлежащая холдингу организация Arter открылась в 2010 году выставкой, в которой участвовало около 160 работ из новой коллекции. Сейчас в этом собрании более 1,3 тыс. произведений, примерно половина из которых авторства турецких художников. Коллекция, по заверению Ферели, послужит основой музея. Среди будущих экспонатов — работы мировых звезд: Тистера Гейтса, Зигмара Польке, Моны Хатум, а также турецких художников Саркиса и Айше Эркмен.
Ферели считает, что музей с легко трансформирующимися залами площадью 3 тыс. кв. м, двумя лекториями и террасой для скульптур способен «дать художникам возможность думать иначе». По данным, предоставленным Фондом Вехби Коча, на приобретение коллекции и постройку здания потрачено более €120 млн.
Еще в 2017 году некоторые произведения из собрания Омера Коча оказались в центре скандала. Консервативных исламистов возмутила выставка под названием «Двери открываются тем, кто стучит», проходившая в особняке султана Абдулмеджида II. Нападению подверглась, в частности, скульптура Рона Мьюека «Человек под свитером»: включенный в нее изразцовый камин протестующие приняли за михраб — место для молитвы имама в мечети. Ферели, один из кураторов той экспозиции, описывает инцидент как «единичный» и контрпродуктивный. А на вопрос об угрозе цензуры или самоцензуры для деятельности нового музея он отвечает: «Все виды искусства могут стать устойчивой платформой для свободы выражения мнений. Худшее для учреждения или художника — самоцензура».