18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Русском музее заново открывают живопись Ивана Бельского

№76
Материал из газеты

Реставраторы музея завершают сложную работу над полотнами знаменитого живописца XVIII века. Попутно ему атрибутировали еще восемь произведений, прежде считавшихся анонимными

Вэтом году исполняется 300 лет со дня рождения выдающегося художника Ивана Бельского. В конце 2019 года Государственный Русский музей планирует открыть в честь юбилея выставку «Художники Бельские». Сейчас реставраторы работают над тем, чтобы вернуть зрителям авторскую живопись, многие годы скрытую под слоями старого лака и поздних записей.

Впервые за всю историю будут представлены работы не только Ивана Бельского, но и членов его семьи — двух братьев и сына. В выставке участвует почти 40 произведений, в том числе из других музеев. По словам Григория Голдовского, заведующего отделом живописи XVIII — первой половины XIX века, специалисты решили не ограничиваться косметическими действиями, а провести полноценную комплексную реставрацию.

Иван Иванович Бельский — один из крупнейших мастеров живописной команды Канцелярии от строений; он оформлял интерьеры Третьего Летнего, Зимнего и Большого Петергофского дворцов, а также ряда церквей. Многие его картины хранятся в ГРМ, и сейчас здесь идет работа по определению авторства еще восьми произведений, считавшихся ранее полотнами неизвестных художников. Они теперь также атрибутируются Бельскому. Среди них — «Взятие Богоматери на небо». В музее есть две композиции с таким названием. Одна, большая (249 х 177 см), — эталон Бельского, вторая, меньшая (87,5 х 52 см), вызывала вопросы, пока специалисты не подтвердили авторство мастера.

Восстановительные работы были поручены Наталии Романовой, ведущему художнику-реставратору высшей категории отдела реставрации масляной живописи. По ее словам, картины находились в очень сложном состоянии: они поступили в музей из нескольких петербургских церквей, где их многократно поновляли, дублировали, покрывали лаком. «В процессе реставрации разносторонне изучаются технологические особенности живописи, удаляются поздние наслоения и открывается во всей красоте авторская живопись, — говорит Наталия Романова. — Проявился авторский колорит, можно изучить пигменты». 

Специалисты обнаружили на малом «Взятии Богоматери на небо» серьезные повреждения холста — и авторского, и дублировочного. По всей видимости, когда-то давно в церкви полотно было повреждено, и, чтобы это скрыть, дублировочный холст отделили от авторского, перевернули и вновь прикрепили к нему обратной стороной. Прорыв авторского холста замаскировали записями, в результате исчезло несколько персонажей, чьи контуры и даже отдельные фрагменты изображений сейчас, после удаления старого лака, стали видны. 

Эталонное большое «Взятие Богоматери на небо» тоже потребовало серьезной реставрации. Посреди полотна есть дыра от пламени свечи, долгое время ее закрывала заплата, сделанная еще в XIX веке. После расчистки на обеих работах небеса засияли голубизной, одежда персонажей стала разноцветной. «Главный принцип нашей работы — послойность и постоянный контроль при помощи ультрафиолетовой люминесценции, — комментирует Наталия Романова. — Что касается утраченных персонажей на одном из полотен, то после расчистки от лака и закрепления авторского слоя вопрос, надо ли их восстанавливать, будет решать реставрационный совет музея». К открытию выставки в конце года завершится реставрация всех полотен Ивана Бельского.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+