18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вязаные картины Розмари Трокель согреют души московских феминисток

№76
Материал из газеты

Звезду современного искусства представят на ее первой выставке в Москве, в Мультимедиа Арт Музее

Розмари Трокель (р. 1962) — часть современного мирового художественного и общественного ландшафта. Участница выставок Documenta и Венецианских биеннале, она одна из самых коммерчески успешных художниц в мире. В 2012 году ее вязаная картина «Сделано в Западной Германии» была продана на ярмарке Art Basel за $1 млн. Через два года вязаная работа «Без названия» достигла на аукционе Sotheby’s почти $5 млн. Одну из своих ранних работ художница назвала «Я всегда хотела хоть как-то выделиться». Это ей удалось в полной мере.

С начала 1980-х, покончив с учебой в Высшей академии изящных искусств в Кельне, Трокель занялась графикой, видео, иллюстрацией, скульптурой, инсталляциями. Но известность ей принесли вязаные картины большого формата, которые можно увидеть и на московской выставке. Это полотна, созданные из разноцветной шерсти при помощи вязальной машины. «Жизнь — это как вязать чулки», — провозгласила художница. Другой источник вдохновения Розмари Трокель — кухонные конфорки, четыре идеальных черных круга на белой поверхности. В этом есть тонкая ирония: мир искусства, по преимуществу мужской, считает рукоделие женским занятием, не имеющим права на высокий художественный статус, — так я заставлю вас уважать женский освобожденный арт-труд! В 1990 году Трокель создала шедевральный объект «Рисовальная машина» — конструкцию, отдаленно напоминающую ткацкий станок, то есть женское орудие труда. Он приводил в движение 56 кисточек из прядей волос разных художников. Мужчин, разумеется. Процесс рисования «художника-гения» был снят на видео. Рисунки антигендерной машины Трокель также сохранила и выставляет. 

Основа нынешней выставки — рисунки, которые могут иметь как самостоятельное значение, так и быть скетчами, записями наблюдений и идей. Из самых известных — женский портрет «Без названия» (1978), возможно автопортрет в ходе поисков «вязаного стиля». Мужчин Трокель не любит — на их лицах хорошо заметны следы физических и моральных дефектов. Голова на рисунке «Лежащий обнаженный» прикрыта чем-то вроде накидки. «Сиеста» еще обиднее для сильного пола: юноша уснул на диване, оставив на полу автоматическую винтовку; рукой он вроде бы ее придерживает — но не удержит.

Самый трогательный рисунок — «Без названия» — также относится к 1990 году. На женщину смотрят четыре глазницы кухонной плиты. Прошло почти тридцать лет. Неужели ничего не изменилось, и кухня по-прежнему порабощает женщин? Вот в чем вопрос, как говорил Шекспир устами принца Гамлета в Кронборге, а теперь художница Розмари Трокель в Москве. Соорганизаторами выставки выступили Институт связей с зарубежными странами из Штутгарта и Гете-институт. Они показывают только звезд. 

Мультимедиа Арт Музей, Москва
Розмари Трокель
18 сентября – 17 ноября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+