18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вязаные картины Розмари Трокель согреют души московских феминисток

№76
Материал из газеты

Звезду современного искусства представят на ее первой выставке в Москве, в Мультимедиа Арт Музее

Розмари Трокель (р. 1962) — часть современного мирового художественного и общественного ландшафта. Участница выставок Documenta и Венецианских биеннале, она одна из самых коммерчески успешных художниц в мире. В 2012 году ее вязаная картина «Сделано в Западной Германии» была продана на ярмарке Art Basel за $1 млн. Через два года вязаная работа «Без названия» достигла на аукционе Sotheby’s почти $5 млн. Одну из своих ранних работ художница назвала «Я всегда хотела хоть как-то выделиться». Это ей удалось в полной мере.

С начала 1980-х, покончив с учебой в Высшей академии изящных искусств в Кельне, Трокель занялась графикой, видео, иллюстрацией, скульптурой, инсталляциями. Но известность ей принесли вязаные картины большого формата, которые можно увидеть и на московской выставке. Это полотна, созданные из разноцветной шерсти при помощи вязальной машины. «Жизнь — это как вязать чулки», — провозгласила художница. Другой источник вдохновения Розмари Трокель — кухонные конфорки, четыре идеальных черных круга на белой поверхности. В этом есть тонкая ирония: мир искусства, по преимуществу мужской, считает рукоделие женским занятием, не имеющим права на высокий художественный статус, — так я заставлю вас уважать женский освобожденный арт-труд! В 1990 году Трокель создала шедевральный объект «Рисовальная машина» — конструкцию, отдаленно напоминающую ткацкий станок, то есть женское орудие труда. Он приводил в движение 56 кисточек из прядей волос разных художников. Мужчин, разумеется. Процесс рисования «художника-гения» был снят на видео. Рисунки антигендерной машины Трокель также сохранила и выставляет. 

Основа нынешней выставки — рисунки, которые могут иметь как самостоятельное значение, так и быть скетчами, записями наблюдений и идей. Из самых известных — женский портрет «Без названия» (1978), возможно автопортрет в ходе поисков «вязаного стиля». Мужчин Трокель не любит — на их лицах хорошо заметны следы физических и моральных дефектов. Голова на рисунке «Лежащий обнаженный» прикрыта чем-то вроде накидки. «Сиеста» еще обиднее для сильного пола: юноша уснул на диване, оставив на полу автоматическую винтовку; рукой он вроде бы ее придерживает — но не удержит.

Самый трогательный рисунок — «Без названия» — также относится к 1990 году. На женщину смотрят четыре глазницы кухонной плиты. Прошло почти тридцать лет. Неужели ничего не изменилось, и кухня по-прежнему порабощает женщин? Вот в чем вопрос, как говорил Шекспир устами принца Гамлета в Кронборге, а теперь художница Розмари Трокель в Москве. Соорганизаторами выставки выступили Институт связей с зарубежными странами из Штутгарта и Гете-институт. Они показывают только звезд. 

Мультимедиа Арт Музей, Москва
Розмари Трокель
18 сентября – 17 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+